VII.1.3. Гидроизоляционные работы
Гидроизоляция стен и днища колодца преследует две цели: исключить попадание воды внутрь опускного колодца и предохранить бетон стен и днища от агрессивного воздействия грунтовых вод (там, где эта агрессия имеется).
Основные типы гидроизоляции — это торкрет, покраска битумно-бензиновым раствором, оклеечная, литая асфальтобитумная и металлическая.
Для торкретирования рекомендуется применять портландцемент, водонепроницаемый расширяющийся цемент (ВРЦ), а также высокомарочные пуццолановые цементы марок не ниже 400 и водонепроницаемый безусадочный цемент (ВБЦ); осуществляют торкретирование цемент-пушкой.
Торкрет на бетонные поверхности стен обычно наносится в два-три слоя. Толщина каждого слоя 5—7 мм. Каждый последующий слой наносится на предыдущий не раньше конца схватывания цемента предыдущего слоя. Свеженанесенный торкрет необходимо поддерживать во влажном состоянии в течение 10—15 суток и особенно первые 3—5 суток после его нанесения. В жаркие дни торкрет необходимо поливать через 3—4 ч, а в прохладные дни и ночью — через 12—15 ч. Торкретирование можно производить только в теплое время года или же в тепляках при температуре наружного воздуха не ниже плюс 5° С.
Покраска битумно-бензиновым раствором обычно выполняется в три слоя. Для нанесения первого слоя применяют раствор, состоящий из 25% битума и 75% бензина, а для второго и третьего слоев — раствор, состоящий из 50% битума и 50% бензина. Для приготовления битумно-бензинового раствора используют битум марки III-V. Поверхность бетона после нанесения на нее битумно-бензинового раствора должна быть ровной с блестящим отливом.
Битумно-бензиновый раствор наносится механизированным способом при помощи цемент-пушки или простой установкой, состоящей из компрессора, герметичной емкости, сопла с распыляющей насадкой и напорных разводящих шлангов. Битумно-бензиновый раствор огнеопасен и может легко воспламениться, поэтому при производстве работ следует особое внимание обращать на соблюдение правил техники безопасности и пожарной безопасности.
Оклеечную гидроизоляцию (рис. VII-10) применяют только для гидроизоляции днища колодца. В состав оклеечной гидроизоляции входят гидроизол, рубероид и различные полихлорвиниловые и прорезиненные широкие ленты или толстые пленки. Для гидроизоляции днища обычно назначается не менее трех слоев рулонных (пленочных) материалов.
Перед нанесением первого слоя изолируемую поверхность тщательно очищают от посторонних предметов и покрывают слоем грунтовки — смесью битума с бензином в пропорции 1:1.
После высыхания на грунтовку наносят битумную мастику, на которую наклеивают рулонную гидроизоляцию. Поперечные и продольные швы выполняют внахлестку не менее чем на 10 см с тщательной промазкой швов мастикой. Наклеиваемое полотнище рулонного материала плотно прижимают к изолируемой поверхности, уплотняют его деревянным шпателем, сначала вдоль оси полотнища, затем от оси к краям и по краям. Толщина слоя горячей мастики 1—2 мм. При оклеечной гидроизоляции днища особое внимание необходимо обращать на тщательность выполнения работ по сопряжению гидроизоляции ножа и днища колодца. В некоторых проектах опускных колодцев не предусматривается защита оклеечной гидроизоляции сверху тонкой цементной стяжкой, что неправильно, поскольку незащищенная оклеечная гидроизоляция при последующем армировании днища колодца очень часто повреждается и тем самым нарушается ее герметичность.
При устройстве днища колодца в водонасыщенных грунтах отсыпка дренажного слоя толщиной 30—50 см и более и установка зумпфа для откачки воды являются обязательным условием качественного выполнения гидроизоляции и бетонирования днища. Зумпфы устанавливаются из расчета 200—300 м2 площади днища колодца на один зумпф.
Для гидроизоляции днища используются и металлические листы толщиной 5—6 мм. Лист приваривается отдельными полосками к двутаврам, швеллерам и другим закладным частям, заранее заанкеренным в бетон днища. Верх днища при этом стараются забетонировать на 5—10 мм ниже верхних полок закладных частей с тем, чтобы к ним легко было приварить металлическую гидроизоляцию. Пространство между металлическими листами гидроизоляции и верхом днища впоследствии инъектируется цементным раствором.