§ 32. ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА (ч. 2)

В суровых климатических условиях особое внимание следует уделять утеплению мест вывода дренажной воды из тоннеля, а также кюветов. Для этого кюветы обычного профиля заменяют траншеями глубиной до 2 м, стены которых закрепляют досками. По высоте траншею делят перекрытиями из досок на три части: нижняя — собственно кювет— предназначена для пропуска воды, среднюю заполняют утеплителем (например, шлаком), а верхнюю — снегом.

При устройстве пути на жестком основании водоотводный лоток устраивают в путевом бетоне по оси пути. В тоннелях метрополитена, где температура воздуха положительна, лотки имеют открытое сечение шириной 900 мм, что облегчает смену шпал-коротышей. В железнодорожных тоннелях лотки открытого типа не получили распространения вследствие возможности намерзания в них льда в зимнее время. Однако в условиях умеренного климата и при расположении тоннеля на уклоне, обеспечивающем быстрый сток воды, такое решение может оказаться целесообразным для тоннелей кругового очертания в неустойчивых породах, так как дает возможность уменьшить диаметр обделки и щита, применяемого для проходки.

В решении Метрогипротранса (рис. 70) водоотвод сочетается с дренажем окружающего горного массива. Лоток в путевом бетоне 1, расположенный между рельсами на рамно-лежневом железобетонном основании 3, перекрыт крышками и имеет по длине колодцы, через которые вода сбрасывается в дренажное устройство 4. Оно состоит из керамических труб диаметром 200 мм с отверстиями в верхней части, уложенных в заполненную дренирующим материалом траншею, расположенную ниже плоского лотка 2 (рис. 70, а) или обратного свода 2 обделки (рис. 70, б). Заглубление труб описанного дренажа назначают в зависимости от конкретных температурных условий.

Водоотвод при железобетонном рамно-лежневом основании пути
Рис. 70. Водоотвод при железобетонном рамно-лежневом основании пути

В автодорожных тоннелях проезжей части придают поперечный уклон 2 % от оси к стенам (см. рис. 62, а, б). Вода, текущая вдоль защитных полос, перехватывается чугунными колодцами-трапами 4, расположенными через 50—100 м, из которых по чугунным трубам 3 диаметром 150 мм отводится в центральный дренаж — перфорированную керамическую трубу 1 диаметром 500 мм, уложенную в траншее, заполненной камнем. По длине дренажа через каждые 100 м устраивают смотровые колодцы.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены