§ 29. КОНСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ МОНОЛИТНЫХ ТОННЕЛЬНЫХ ОБДЕЛОК (ч. 3)

Все рассмотренные обделки имеют унифицированное внутреннее очертание, что обеспечивает возможность их сооружения с применением стандартного горнопроходческого и строительного оборудования. На кривых радиусом 600 м обделки уширяют на 600 мм за счет раздвижки элементов передвижной опалубки при сохранении кривизны стен и свода.

В сечении автодорожного тоннеля размещают вентиляционные каналы, вследствие чего его площадь значительно превышает площадь габарита приближения строений. По размерам сечение двухполосного автодорожного тоннеля приближается к сечению двухпутного железнодорожного тоннеля.

Для габарита Г-7 запроектированы типовые обделки автодорожных тоннелей типа I (рис. 62, а) и II (рис. 62, б). Над габаритом предусмотрено пространство для размещения вентиляционного канала площадью около 12 м2, что достаточно для искусственной вентиляции тоннеля длиной до 1200 м. Внутреннее очертание обделок стандартное. На кривой радиусом 250 м уширение сечения на 600 мм достигается поперечной раздвижкой элементов передвижной опалубки. Основные характеристики обделок приведены в табл. 10.

Таблица 10

Типовые монолитные обделки двухполосных автодорожных тоннелей

Показатели Типы обделок
I II
Коэффициент f крепости пород 6 3—5
Несущая способность по образованию трещин замке, тс/м3 6,5 10,8
Объем 1 пог. м выработки, м3 65,7 80,0
Объем бетона (марки 200) на 1 пог. м обделки тоннеля, м3 8,9 18,3

В породах с коэффициентом крепости, равным 1—2,5, применение подковообразной обделки большого пролета нецелесообразно. Поэтому типовая обделка для этого случая имеет круговое очертание и ее собирают из железобетонных элементов.

Проезжую часть тоннеля выполняют из бетона толщиной 150 мм, основанием для которого служит порода, полученная при проходке.

Обделка автодорожного тоннеля типа IОбделка автодорожного тоннеля типа II
Рис. 62. Обделки автодорожных тоннелей:
1 — керамическая перфорированная труба диаметром 500 мм: 2 — каменная наброска; 3 — чугунная труба диаметром 150 мм; 4 — чугунный трап площадью 300×400 мм через 100 м; 5 — коммуникация, проходящие через тоннель; 6 — подвеска диаметром 25 мм; 7 — стяжная муфта; 8 — железобетонное перекрытие вентиляционного канала; 9 — цементобетон слоем 160 мм

Для сброса воды из тоннеля и осушения окружающих пород служит центральный дренаж, располагаемый за пределами сечения.

Кроме тоннельных обделок приведенных типов, возможны также и другие конструкции. Обделка, имеющая перелом в месте пересечения осей верхнего свода и вертикальных стен (рис. 63), удобна в производственном отношении: свод с примыкающими к нему верхними участками стен бетонируют в первую очередь с опиранием на пол калотты.

Обделка с примыканием свода к стенам под углом
Рис. 63. Обделка с примыканием свода к стенам под углом

На косогорных участках тоннельная обделка находится в условиях одностороннего горного давления, часто достигающего значительной интенсивности (рис. 64). Если при этом расстояние от обделки до склона долины невелико или порода не обеспечивает достаточный упругий отпор, конструкцию обделки устраивают несимметричной, причем массивную стену со стороны долины, толщина которой может достигать 2—3 м, рассчитывают как подпорную.

Обделка тоннеля на косогоре
Рис. 64. Обделка тоннеля на косогоре

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены