§ 32. ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА (ч. 1)
Для сбора и удаления воды, конденсирующейся на обделке из газов, образующихся при сгорании топлива, просачивающейся через дефектные места обделки или попадающей в тоннель при его мытье, устраивают водоотводные лотки. При балластном основании пути лотки, обычно собираемые из железобетонных коробчатых элементов с боковыми отверстиями, располагают под балластным слоем и закрывают железобетонными крышками.
Вода стекает к лоткам по выравнивающему бетонному слою, уложенному с поперечным уклоном 2%.
В однопутных тоннелях лоток размещают около одной из стен, подошву которой соответственно заглубляют (см. рис. 60, а), или около обеих стен а в двухпутных тоннелях — по оси междупутья. При таком расположении лотка облегчается доступ к нему для осмотра и очистки.
При наличии обратного свода водоотводный лоток однопутного тоннеля располагают у одной из стен в слое бетонного заполнения, что вызывает необходимость устройства несимметричного обратного свода (см. рис. 60, б) и расположения подошв стен на разных уровнях или с обеих сторон (см. рис. 61, б, в). Размещение водоотводного лотка по оси однопутного тоннеля неудобно по условиям эксплуатации.
В тоннелях, расположенных в местностях с суровыми климатическими условиями, лотки должны быть утеплены для предотвращения замерзания воды. Для этой цели над лотком 1 обычно укладывают слой отсортированного шлака 2, поддерживаемый блоками 3 из легкого бетона и защищенный сверху крышкой от загрязнения (рис. 69). Следует отметить, что при намокании шлака заметно снижаются его теплоизоляционные свойства.
Более целесообразно применять для утепления лотков пенопласты с замкнуто-ячеистой структурой (например, марок ППУ, ПС, ПУ), которые обладают малой теплопроводностью, низким водопоглощением и морозостойкостью в широком интервале температур (± 60° С).
Для возможности очистки и осмотра лотка без нарушения теплоизоляции по длине его через каждые 25 м устраивают смотровые колодцы сечением 60×100 см, имеющие отстойник глубиной 15 см.
Наиболее эффективным мероприятием, предотвращающим замерзание воды в лотках, является разработанная Метрогипротрансом система подогрева грунтовых вод, поступающих в тоннель. Для подогрева используют теплоэлектронагревательные элементы ТЭН. Эту систему применяют в двух вариантах: с непрерывным подогревом, осуществляемым по всей длине лотка, или с периодическим подогревом воды в колодцах, расположенных по его длине.
Водоотводные лотки заканчиваются в подходной выемке (в непосредственной близости от портальной стенки) смотровыми колодцами, из которых вода по трубам или закрытым поперечным лоткам с уклоном не менее 1 % отводится в кюветы.