§ 32. ВОДООТВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА (ч. 1)

Для сбора и удаления воды, конденсирующейся на обделке из газов, образующихся при сгорании топлива, просачивающейся через дефектные места обделки или попадающей в тоннель при его мытье, устраивают водоотводные лотки. При балластном основании пути лотки, обычно собираемые из железобетонных коробчатых элементов с боковыми отверстиями, располагают под балластным слоем и закрывают железобетонными крышками.

Вода стекает к лоткам по выравнивающему бетонному слою, уложенному с поперечным уклоном 2%.

В однопутных тоннелях лоток размещают около одной из стен, подошву которой соответственно заглубляют (см. рис. 60, а), или около обеих стен а в двухпутных тоннелях — по оси междупутья. При таком расположении лотка облегчается доступ к нему для осмотра и очистки.

При наличии обратного свода водоотводный лоток однопутного тоннеля располагают у одной из стен в слое бетонного заполнения, что вызывает необходимость устройства несимметричного обратного свода (см. рис. 60, б) и расположения подошв стен на разных уровнях или с обеих сторон (см. рис. 61, б, в). Размещение водоотводного лотка по оси однопутного тоннеля неудобно по условиям эксплуатации.

В тоннелях, расположенных в местностях с суровыми климатическими условиями, лотки должны быть утеплены для предотвращения замерзания воды. Для этой цели над лотком 1 обычно укладывают слой отсортированного шлака 2, поддерживаемый блоками 3 из легкого бетона и защищенный сверху крышкой от загрязнения (рис. 69). Следует отметить, что при намокании шлака заметно снижаются его теплоизоляционные свойства.

Утепленные водоотводные лотки
Рис. 69. Утепленные водоотводные лотки

Более целесообразно применять для утепления лотков пенопласты с замкнуто-ячеистой структурой (например, марок ППУ, ПС, ПУ), которые обладают малой теплопроводностью, низким водопоглощением и морозостойкостью в широком интервале температур (± 60° С).

Для возможности очистки и осмотра лотка без нарушения теплоизоляции по длине его через каждые 25 м устраивают смотровые колодцы сечением 60×100 см, имеющие отстойник глубиной 15 см.

Наиболее эффективным мероприятием, предотвращающим замерзание воды в лотках, является разработанная Метрогипротрансом система подогрева грунтовых вод, поступающих в тоннель. Для подогрева используют теплоэлектронагревательные элементы ТЭН. Эту систему применяют в двух вариантах: с непрерывным подогревом, осуществляемым по всей длине лотка, или с периодическим подогревом воды в колодцах, расположенных по его длине.

Водоотводные лотки заканчиваются в подходной выемке (в непосредственной близости от портальной стенки) смотровыми колодцами, из которых вода по трубам или закрытым поперечным лоткам с уклоном не менее 1 % отводится в кюветы.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены