§ 26. ГАБАРИТЫ ТОННЕЛЕЙ (ч. 2)

Вертикальные размеры габарита приближения строений отсчитывают от уровня верха головки внутреннего рельса, горизонтальные — от вертикали, проходящей внутри колеи на расстоянии 760 мм от рабочего канта головки.

Обычно положение внутреннего рельса, соответствующее прямому участку пути, оставляют неизменным по всей длине тоннеля, а наружный рельс повышают на величину h. При укладке пути в тоннеле метрополитена повышают наружный рельс на h/2 и понижают внутренний рельс на ту же величину, что позволяет уменьшить высоту тоннеля.

Для двухпутных тоннелей на кривой габарит приближения строений получают построением уширенных габаритов однопутных тоннелей (рис. 55), расстояние между осями которых увеличивают в зависимости от соотношения возвышений наружных рельсов внешнего и внутреннего путей. Эти возвышения могут быть неодинаковы, так как их назначают в соответствии со скоростями движения в обоих направлениях. Наиболее неблагоприятно наличие возвышения наружного рельса внешнего пути при отсутствии возвышения наружного рельса внутреннего пути. Для этого случая междупутье должно быть уширено на величину Δм (табл. 6).

Увеличение габарита двухпутного тоннеля на кривой
Рис. 55. Увеличение габарита двухпутного тоннеля на кривой

Автодорожные тоннели должны удовлетворять габариту приближения строений, показанному на рис. 56, ширину проезжей части которого назначают в зависимости от категории дороги, длины тоннеля и местных условий равной 7 (габарит Г-7) или 8 м (габарит Г-8).

Габарит Г приближения строений для автодорожных тоннелей
Рис. 56. Габарит Г приближения строений для автодорожных тоннелей

С обеих сторон проезжей части должны быть предусмотрены защитные полосы шириной 25 см и высотой 25 см для исключения возможности ударов кузовов автомашин о стены тоннеля. С одной стороны устраивают служебный тротуар шириной 1 м (включая защитную полосу) для обеспечения безопасности обслуживающего персонала во время эксплуатации тоннеля.

Высота габарита по оси проезжей части, смещенной на 375 мм относительно оси тоннеля, равна 4500 мм.

Пропускная способность одностороннего тротуара шириной 1 м не превышает 1000 пешеходов в час. При большей интенсивности пешеходного движения необходимо устраивать два тротуара шириной 1 м каждый. При движении пешеходов через тоннель требуется снижение ПДК окиси углерода с учетом времени пребывания людей в загазованном пространстве. Поэтому для уменьшения объема проветривания целесообразно устраивать в сечении тоннеля специальное пешеходное отделение.

Таблица 6

Проектные нормы увеличения междупутья на перегонах в кривых участках пути

Радиус кривой R, м 1500 1200 1000 800 700 600 500 400 350 300 250 200
Уширение междупутья Δм, мм 580 590 600 630 630 650 680 710 740 770 820 890

При расположении тоннеля на кривой радиусом 700 м и менее проезжую часть уширяют (табл. 7).

Таблица 7

Уширение проезжей части в автодорожных тоннелях

Радиус кривой, м 700 — 550 500 — 450 400 — 200 200 — 150 125 — 90
Уширение, м 0,40 0,50 0,60 0,75 1,00

Сведения о габаритах приближения строений для тоннелей метрополитенов приведены в § 112.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены