Глава 26

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И ПУТЕВЫЕ УСТРОЙСТВА МЕТРОПОЛИТЕНОВ

§ 111. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ МЕТРОПОЛИТЕНОВ

Электрические поезда метрополитенов состоят из моторных и прицепных вагонов, число которых зависит от необходимой провозной способности линии и определяется расчетом. Вагоны объединяются в секции, состоящие из двух моторных или из одного моторного и одного прицепного вагонов, и управляются из головной кабины благодаря наличию межвагонных электрических соединений.

Размеры вагонов и их конструкция различны для различных метрополитенов и в одних случаях удовлетворяют железнодорожному габариту, а в других имеют свой собственный габарит, меньший, чем на железных дорогах.

На метрополитенах СССР применяют вагоны типов А, Б, Г, Д и Е, имеющие одинаковую длину и ширину (рис. 389) и одинаковую максимальную вместимость, составляющую 270 чел. при количестве мест для сидения, равном 44.

Габарит вагонов метрополитена
Рис. 389. Габарит вагонов метрополитена

Вагоны разных типов отличаются друг от друга весом, расстоянием между дверями и шириной дверных проемов. Вес наиболее усовершенствованных вагонов типов Д и Е составляет соответственно 36,2 и 30,6 т; ширина дверных проемов— 1,12 и 1,36 м; расстояния между осями дверей одного вагона — 4,61 и 4,74 м. Расстояния между осями дверей смежных вагонов зависят от того, каким образом они между собой сцеплены (головными или хвостовыми концами), поэтому они могут иметь 2 значения, а именно 5,54/5,13 (Д) и 5,88/4,01 м (Е). При изготовлении в настоящее время нового вагона типа И предусмотрено дальнейшее его усовершенствование. Для несущих конструкций применен алюминиевый сплав, для внутренней отделки — полимерные материалы; все это уменьшает вес вагона до 25—26 т.

Улучшена также система вентиляции вагона и увеличена скорость его движения до 100—120 км/ч. Максимальная скорость движения вагона типа Е достигает 90 км/ч.

§ 112. ГАБАРИТЫ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИИ ДЛЯ ТОННЕЛЕЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВ

Внутреннее очертание перегонных и станционных тоннелей метрополитенов проектируют в соответствии с габаритом приближения строений.

В Советском Союзе установлены габариты приближения строений для тоннелей однопутных перегонных кругового очертания, однопутных и двухпутных перегонных тоннелей прямоугольного сечения, а также для станций с учетом возможности размещения в пространстве между габаритами приближения строений и оборудования устройств санитарной техники, СЦБ и связи, осветительной арматуры и кабелей, устройств автоматического вождения и торможения поездов. Кроме того, предусмотрен проход обслуживающего персонала в перегонных тоннелях во время движения поездов.

Для перегонных тоннелей кругового очертания габарит приближения строений принят в виде круга (рис. 390), срезанного по концам вертикального и горизонтального диаметров хордами. В нижней правой по ходу движения поезда части габарита имеется выступ внутрь круга для размещения служебной дорожки. Этот габарит приближения строений действителен также для кривых участков пути радиусам R = 200 м и более при наибольшем возвышении наружного рельса.

Габарит приближения строений для перегонных тоннелей кругового очертания
Рис 390. Габарит приближения строений для перегонных тоннелей кругового очертания

Для перегонных тоннелей прямоугольного сечения (однопутных и двухпутных) очертание габарита приближения строений имеет вид ломаной линии. Координаты точек переломов линии габарита приведены в таблице (рис. 391).

Габарит приближения строений для перегонных тоннелей с вертикальными стенами
Точки а б в г д е ж з к
x 1350 1900 1900 1411 883 2200 2200 1660 1660
у –550 –190 3176 3748 3950 2825 –50 –50 –347
Рис. 391. Габарит приближения строений для перегонных тоннелей с вертикальными стенами

Ширина междупутья в двухпутных тоннелях установлена равной 3400 мм.

В габарит приближения строений для тоннелей прямоугольного сечения входит служебная дорожка, располагаемая с правой по ходу движения поездов стороны. Поэтому стена должна быть отодвинута от оси пути на расстояние 2200 мм. Если стена заменена колоннами, то расстояние от оси пути до вертикальной линии габарита, ограничивающей расположение колонн, принимают равным 1900 мм. Кроме этих линий, на чертеже габарита показана также вертикальная линия, удаленная на расстояние 2450 мм от оси пути, для перил на мостах и подпорных стен на наземных участках линий. На кривых Р < 500 м ширину междупутья и ширину колеи увеличивают по сравнению с рис. 391.

Габарит приближения строений для подземных станций метрополитенов сходен с габаритом приближения строений для перегонных тоннелей прямоугольного сечения; он также представляет собой ломанную линию, причем координаты некоторых точек этих линий совпадают. Так как поезда в пределах станций движутся с очень малыми скоростями, расстояние до путевой стены уменьшено на 100 мм (рис. 392).

Габарит приближения строений для станции
Точки а б в г д е ж з к
x 1350 1750 1800 1411 883 1800 1725 1690 1350
у -550 -190 3293 3748 3950 750 0 -50 -550
Рис. 392. Габарит приближения строений для станции

Противоположная сторона габарита приближения строений для станций учитывает наличие пассажирских платформ, которые входят в габарит, а также пространство под консолью платформы, определяемое габаритом контактного рельса. Координаты основных точек перелома станционного габарита приближения строений приведены в таблице на рис. 392. Габаритом учитывается также возможное приближение стен служебных помещений, расположенных на платформе. При расположении станций метрополитенов на мостах или поверхности земли (надземные и наземные линии) вертикальные линии габарита учитывают степень приближения к оси пути перил мостов или эстакад и подпорных стен выемок.

Габарит приближения строений для перегонов и станций показывает расстояния от оси пути и от уровня головки рельсов до облицованных поверхностей. Поэтому при проектировании конструкций перегонных тоннелей и станций учитывают возможные отклонения и неточности при их строительстве, возможные деформации обделок после их возведения, а также наличие облицовки поверхностей на станциях.

Внутренний диаметр перегонных тоннелей кругового очертания принимают равным 5,1 м; расстояние до низа перекрытий перегонных тоннелей и станций прямоугольных сечений принимают не менее 4 м от уровня головки рельсов (с учетом запаса на неточность сооружения, деформацию перекрытия и толщину штукатурки, не превышающего 5 см). На облицовку путевых и других стен станций к расстоянию, заданному габаритом приближения строений, прибавляют от 5 до 10 см в зависимости от характера облицовки стен.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены