Глава 36

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НАЗЕМНЫХ И НАДЗЕМНЫХ УЧАСТКОВ ЛИНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВ

§ 142. НАЗЕМНЫЕ УЧАСТКИ

Наземные участки линий метрополитенов располагают вдоль существующих пригородных железных дорог и в районах новой застройки (на окраинах города), где есть возможность выделить полосу, ось которой удалена от жилой застройки на расстояние не менее 60 м.

Пути метрополитена наземных участков укладывают на щебеночном балласте толщиной под шпалой не менее 25 см (рис. 519). В выемке с обеих сторон устраивают водоотводные лотки, в стенках которых предусматривают отверстия для стекающей с откосов выемки и просачивающейся через балласт воды. Лотки, собираемые из железобетонных секций, укладывают в траншеи на песчаную подготовку и сверху перекрывают железобетонными плитами.

Путь метрополитена на наземных участках
Рис. 519. Путь метрополитена на наземных участках

Наземный участок линии метрополитена ограждают с двух сторон забором, который состоит из железобетонных столбов, располагаемых через 2,5 м, и закладываемых между ними панелей.

Станции наземных линий имеют боковые или островные платформы, защищаемые, как правило, навесами; при благоприятных климатических условиях навесы можно не устраивать.

Ширину островных платформ принимают равной 8 или 10 м в зависимости от интенсивности пассажиропотоков; ширину боковых платформ не менее 4 м.

Навесы над боковыми платформами станций (рис. 520) собирают из железобетонных элементов, основными из которых являются стойки, расположенные с шагом 3,0—3,5 м. Стойки опираются на отдельные фундаменты и поддерживают консоли. Стыки между стойками и консолями осуществляются сваркой металлических закладных планок и заливкой цементно-песчаным раствором.

Навес над боковыми платформами наземных станций
Рис. 520. Навес над боковыми платформами наземных станций:
1 — водоотводящая асбестоцементная труба Ø 200 мм с отверстиями; 2 — гравийный дренаж; 3 — речной песок; 4 — горный песок; 5 — глиняный замок; 6 — одерновка; 7 — асбошифер; 8 — отмостка из камня; 9 — песок

Навес покрывают асбошифером, укладываемым на продольные железобетонные балки. Боковые стены навеса устраивают из железобетонных плит, закладываемых в пазы стоек (см. рис. 520).

Навесы над островными платформами наземных станций (рис. 521) собирают также из железобетонных элементов: колонн, опирающихся на башмаки, продольных прогонов и консольных ребристых плит. Консольные плиты соединяют между собой и с прогоном сваркой закладных соединительных планок и заливкой стыков цементно-песчаным раствором. Для станций с островными платформами принят другой вариант устройства кровли, состоящей из трех слоев рубероида, наклеиваемых на цементно-песчаный слой, уложенный с уклоном от краев к середине навеса. Попадающая на кровлю навеса вода отводится трубами в дренажный лоток под платформой или в кюветы выемки.

Рис. 521. Навес над островной платформой наземных станций

Конструкция пассажирских платформ состоит из однопролетных с консолями ребристых блоков шириной 1,0—1,5 м, опирающихся на продольные железобетонные балки сечением 20×40 см. Опорами для балок служат с одной стороны консоли стоек или колонн навеса, а с другой — подплатформенные колонны. Пространство под платформами наземных станций используют для прокладки кабелей.

Для сообщения станционных платформ с поверхностью в торцах станций или в их середине над путями устраивают переходные мостики с лестницами и наземные вестибюли. Имеются примеры устройства лестниц, ведущих вниз, для прохода под путями, в середине платформы. Выбор того или другого решения зависит от расположения наземных станций по отношению к городской застройке.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены