Глава 33

ОБЪЕДИНЕННЫЕ ПЕРЕСАДОЧНЫЕ СТАНЦИИ ПОДЗЕМНЫХ ЛИНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВ

§ 135. СТАНЦИИ НА МЕЛКО ЗАЛОЖЕННЫХ ЛИНИЯХ

Наиболее удобной является пересадка в пределах одной объединенной станции, сооружение которой может быть осуществлено в две очереди.

Для расположения четырех путей в объеме одной станции возможны три варианта: в одном уровне, в два этажа (яруса) и промежуточный. Для станции на мелко заложенных линиях может быть выбрано расположение либо в одном уровне, либо промежуточное.

Расположение путей в одном уровне обеспечивает наибольшие удобства для пассажиров, так как улучшается связь пассажирских платформ (при их незначительном заглублении) с поверхностью. При этом в одном уровне могут быть расположены две островные платформы (см. рис. 412, г) или две боковые и одна островная платформа. Обе эти схемы дают почти одинаковую ширину станции в свету и могут иметь одинаковую четырехпролетную конструктивную форму.

Как в той, так и в другой схеме колонны могут быть расположены в междупутье и посередине островных платформ. Такое расположение колонн при четырехпролетной конструктивной форме станций дает равные пролеты, что имеет большое значение в случае применения сборных перекрытий.

Обе схемы расположения платформ равноценны в отношении их стоимости и конструктивного выполнения, однако по условиям эксплуатации схема с двумя островными платформами является лучшей. При этой схеме пересадка пассажиров в обоих направлениях наибольших пассажиропотоков может осуществляться простым переходом поперек платформы, что достигается соответствующим расположением путей.

Для пересадки в менее интенсивных направлениях могут быть использованы лестницы (эскалаторы) и мостики над путями, связывающие пассажирские платформы между собой в середине или торцах станции. С уровнем этих же мостиков, расположенных на высоте ~ 3,15 м над станционными платформами, может быть связана поверхность городских тротуаров.

В зависимости от глубины заложения станций связь пассажирских платформ с поверхностью осуществляется при помощи лестниц или эскалаторов.

Конструктивное выполнение объединенной пересадочной станции четырехпролетной конструктивной формы может быть совершенно аналогично трехпролетной станции обычного типа (рис. 503).

Поперечное сечение объединенной пересадочной станции мелкого заложения при расположении путей в одном уровне
Рис. 503. Поперечное сечение объединенной пересадочной станции мелкого заложения при расположении путей в одном уровне

Вариант промежуточного расположения путей и платформ в объеме одной пересадочной станции (рис. 504), отличаясь меньшим (на 20%) объемом работ и меньшей (на 7,5 м) шириной котлована, создает почти такие же условия для пересадки, как и вариант расположения путей и платформ в одном уровне.

Поперечное сечение объединенной пересадочной станции мелкого заложения при промежуточном расположении путей
Рис. 504. Поперечное сечение объединенной пересадочной станции мелкого заложения при промежуточном расположении путей

В обоих вариантах пассажиры, переходящие в направлениях менее интенсивных пассажиропотоков, будут пользоваться лестницами высотой 3,15 м. Однако промежуточное расположение путей и платформ обладает еще и тем преимуществом перед расположением в одном уровне, что пользующиеся лестницами пассажиры либо должны только подняться на высоту 3,15 м, либо только спуститься.

На мелко заложенных линиях сооружение объединенной пересадочной станции взамен двух обычно связанных между собой пересадочным устройством, имеет значительные эксплуатационные и экономические преимущества.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены