§ 134. КОНСТРУКЦИИ ПЕРЕСАДОЧНЫХ ТОННЕЛЕЙ И ИХ ПЕРЕСЕЧЕНИИ СО СТАНЦИЯМИ

Конструкции пересадочных тоннелей и их пересечений со станциями зависят главным образом от глубины заложения станций. При мелком заложении пересекающихся линий для пересадки между станциями, расположенными в одном уровне, их подземные вестибюли могут быть соединены тоннелем в торцах. Другим решением может быть такой же пересадочный тоннель, связывающий центры станций над или под путями. При расположении мелко заложенных станций в разных уровнях может быть применена башенная пересадка.

Конструкции пересадочного тоннеля, лестниц или эскалаторов аналогичны применяемым для связи станций мелкого заложения с поверхностью земли (см. главу 31).

Все рассмотренные выше схемы пересадок имеют одинаковые конструктивные узлы пересечения пересадочных тоннелей с глубоко заложенными станциями.

Станции пилонного типа при примыкании к ним пересадочных тоннелей сверху позволяют использовать проходы между средним и боковым тоннелями для расположения лестниц, соединяющих платформу станции с мостиками над путями (рис. 500). Чаще всего для пересадки используют два прохода станции, а в отдельных случаях — три.

Конструкция примыкания пересадочного коридора к станции пилонного типа сверху
Рис. 500. Конструкция примыкания пересадочного коридора к станции пилонного типа сверху

Для возможности прохода пассажиров по мостикам обделку в верхней части одного из боковых тоннелей станции разбирают на ширину четырех или пяти колец против каждого из тех станционных проходов, в которых размещают пересадочные лестницы. Кольца разбирают после того, как над ними сооружена обделка, перекрывающая переходные мостики над путями. Эта обделка из монолитного бетона или сборного железобетона имеет вид сводов и опирается на мощные бетонные или железобетонные арки, объемлющие кольца станционной обделки; она воспринимает ту часть горного давления, которая приходилась на разомкнутные кольца станционной обделки.

Пересадочный тоннель за пределами станции чаще всего имеет однопролетное сечение шириной 6—8 м, рассчитанное на двустороннее движение пассажиров. Его обделку монтируют из железобетонных блоков или чугунных тюбингов, опирающихся на бетонные опоры (рис. 501), или устраивают монолитной бетонной в зависимости от длины тоннеля и условий его заложения.

Конструкция пересадочного коридора при глубоком заложении станций
Рис. 501. Конструкция пересадочного коридора при глубоком заложении станций

Переход от двух лестниц к такому тоннелю наиболее просто осуществляется в виде раструба (см. рис. 500). Переход от трех лестниц к пересадочному тоннелю требует сооружения специального аванзала, расположенного вдоль станции, к которому с одной стороны могли бы примкнуть три перехода от мостиков над путями, а с другой стороны — пересадочный тоннель.

Конструкция примыкания пересадочного коридора к станции колонного типа снизу
Рис. 502. Конструкция примыкания пересадочного коридора к станции колонного типа снизу

Пересечение пересадочного тоннеля сверху со станциями колонного типа и односводчатыми приводит к сложному конструктивному решению узла и к нарушению целостности сводов станции, воспринимающих значительную нагрузку от горного давления. Поэтому для таких станций целесообразнее принимать верхнее примыкание пересадочных тоннелей к торцам.

Примыкание пересадочного тоннеля снизу может осуществляться к центру станций любой конструктивной формы, так как не требует разборки станционных обделок в наиболее ответственной верхней части. Такое примыкание неоднократно осуществляли на трехсводчатых станциях пилонного и колонного типов Московского метрополитена. Спуск с уровня платформы может происходить при помощи лестниц (рис. 502) или эскалаторов.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены