Глава 32

ПЕРЕСАДКИ НА ПОДЗЕМНЫХ СТАНЦИЯХ МЕТРОПОЛИТЕНОВ

§ 133. СХЕМЫ ПЕРЕСАДОК

Существуют три схемы планировочного решения пересадок:

  • а) из торца одной станции в торец другой (рис. 495, а);
  • б) из центра одной станции в торец другой (рис. 495, б);
  • в) из центра одной станции в центр другой (рис. 495, в).

Применение той или иной схемы зависит от взаимного расположения станций, числа лестниц или эскалаторных тоннелей, связывающих станции с поверхностью земли, пассажирооборота станций и их конструктивного решения.

Схемы планировочного решения пересадочных устройств
Рис. 495. Схемы планировочного решения пересадочных устройств

Пересадкам из торца одной станции в торец другой иногда отдают предпочтение потому, что они оказываются наиболее короткими. Применение пересадок из центра одной станции в торец другой диктуется чаще всего наличием двух эскалаторных тоннелей на одной из станций.

Основной недостаток пересадок из торца в торец или из торца в центр заключается в том, что на одной или даже на обеих станциях ликвидируется возможность устройства в будущем вторых эскалаторных входов. При совмещении пересадок в торцах станций с основными эскалаторами создаются перекрещивающиеся потоки пассажиров.

Пересадки из центра одной станции в центр другой удобны в эксплуатационном отношении, так как торцы станций освобождаются от пересаживающихся пассажиров, что обеспечивает равномерное использование платформ и отсутствие перекрещивающихся пассажиропотоков у лестниц или эскалаторов.

На мелко заложенных станциях Берлинского метрополитена применяют так называемые башенные пересадки, требующие расположения станций одна над другой под прямым или близким к прямому углом.

На станциях советских метрополитенов применяют различные планировочные решения пересадок. Чаще всего встречается вариант пересадки из центра одной станции в центр другой (см. рис. 495, в). Если запроектирована башенная пересадка (рис. 496), то для спуска с островной платформы верхней станции на островную платформу нижней станции обычно устраивают лестницы с промежуточной площадкой. При пересечении между собой станций с боковыми платформами лестницы устраивают в торцах платформ. Башенные пересадки возможны и в том случае, когда одна станция имеет островную платформу, а другая — две боковые.

Основной схемой планировочного решения пересадок на глубоко заложенных линиях Лондонского метрополитена является схема пересадки из торца одной станции в торец другой.

Башенная пересадка на станции Московского метрополитена
Рис. 496. Башенная пересадка на станции Московского метрополитена

Ближайшие торцы станций объединяются общим вестибюлем с эскалаторами. При этом верхний марш эскалаторов используется для подъема и спуска пассажиров на обе станции, нижний марш эскалаторов— для подъема и спуска пассажиров на нижнюю станцию и для пересадки между станциями. Недостатком такого решения является пересечение пассажиропотоков в промежуточном вестибюле у верхнего марша эскалаторов.

Пример пересадки из торца одной станции в торец другой на линии Московского метрополитена приведен на рис. 497.

План пересадки из торца одной станции в торец другой
Рис. 497. План пересадки из торца одной станции в торец другой:
1 — радиальная станция (верхняя); 2 — аванзал с двумя маршами лестниц; 3 — переходные коридоры между путями станции; 4 — промежуточный вестибюль; 5 — эскалаторный тоннель (4 эскалатора); 6 — натяжная камера эскалаторов; 7 — кольцевая станция (нижняя)

Любое из трех приведенных выше решений пересадок может быть осуществлено различными приемами вертикальной планировки. При расположении станций в одном уровне планировка может быть верхняя (рис. 498, а) и нижняя (рис. 498, б); при расположении станций в разных уровнях — верхняя (рис. 499, а), комбинированная (рис. 499, б) и нижняя (рис. 499, в).

Башенная пересадка может быть отнесена к схеме комбинированной вертикальной планировки (см. рис. 499, 6). Пересадки станций Лондонского метрополитена относятся к схеме верхней планировки (см. рис. 498, а и 499, а).

Схемы вертикальной планировки пересадочных устройств при расположении станций в одном уровне
Рис. 498. Схемы вертикальной планировки пересадочных устройств при расположении станций в одном уровне
Схемы вертикальной планировки пересадочных устройств при расположении станций в разных уровнях
Рис. 499. Схемы вертикальной планировки пересадочных устройств при расположении станций в разных уровнях

На линиях советских метрополитенов имеются примеры применения всех приведенных схем вертикальной планировки пересадок.

Недостатком схем верхней и нижней планировок является потерянный подъем: в первом случае на высоту 3,15 м, во втором — на высоту 5 м. При расположении станции в разных уровнях наилучшей схемой является комбинированная, не имеющая потерянного подъема. Наиболее экономично решение, когда разница в уровнях платформ двух станций, связанных пересадкой, представляет собой сумму минимальных высот между уровнем платформы и полом прохода под путями верхней станции и между уровнем перехода над путями и платформой нижней станции. Минимальная величина этой суммы составляет ~ 8 м.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены