§ 131. ВЕСТИБЮЛИ

Подземные вестибюли предназначены для того, чтобы объединить все входы и выходы, расположенные в различных пунктах городского квартала, и соединить их с платформой станции метрополитена при помощи лестниц или эскалаторов.

Подземные вестибюли располагают непосредственно под поверхностью земли. Их конструкция, объем и планировка в большей степени зависят от глубины заложения станции метрополитена. При мелком заложении станции подземный вестибюль располагают в торце или середине станции и конструктивно соединяют с ней. В одном из наиболее современных решений такого вестибюля для его создания применяют почти все конструктивные элементы станции, увеличивается лишь высота колонн. План и продольный разрез вестибюля показаны на рис. 422, а его поперечные разрезы А—А и Б—Б — на рис. 485.

Подземный вестибюль мелко заложенной станции
Рис. 485. Подземный вестибюль мелко заложенной станции (места сечений см. на рис. 422)

Планировка подземных вестибюлей, расположенных над мелко заложенными станциями метрополитена, очень проста: она должна предусматривать расположение лестниц или эскалаторов облегченной конструкции, автоматов контроля и в отдельных случаях касс для продажи билетов или размена денег.

Более сложную планировку имеют подземные вестибюли станций глубоко заложенных (рис. 486). К вестибюлю примыкают эскалаторы с приводными устройствами, занимающими нижний этаж эскалаторного зала (машинное помещение). Как правило, эскалаторный зал подземного вестибюля выделяют из общего объема либо расположенными по кругу колоннами (см. рис. 486), либо стенами с широкими проемами для входящих и выходящих пассажиров.

В тех случаях, когда коридоры подходят к подземному вестибюлю с различных сторон, вокруг эскалаторного зала устраивают широкий проход, объединяющий все подходные коридоры.

План подземного вестибюля
Рис. 486. План подземного вестибюля:
1 — эскалаторный тоннель; 2 — вентиляционная шахта; 3 — эскалаторный зал

По этому объемлющему эскалаторный зал коридору пассажиры переходят к эскалаторам и в обратном направлении. В этом же коридоре располагают необходимые служебные помещения. Кроме того, он часто используется и для перехода площади и улиц.

Подземные вестибюли просты по конструкции. Их можно сооружать из монолитного бетона или сборного железобетона и металлических балок, применяемых для перекрытий.

Наземные вестибюли могут быть связаны непосредственно с платформой станции (тип I) или с подземным вестибюлем (тип II). Вестибюли I типа предназначены только для глубоко заложенных станций, связь с которыми осуществляется при помощи эскалаторов. Вестибюли II типа применимы для станций, расположенных на любой глубине. Связь наземных вестибюлей II типа с подземными обычно осуществляется при помощи лестниц.

В последнее время при сооружении станций глубокого заложения предпочтение отдается наземным вестибюлям I типа, не имеющим лестниц, а лестницы наземных вестибюлей II типа заменяют облегченными эскалаторами.

По расположению наземные вестибюли подразделяют на отдельно стоящие и встроенные в здания. Планировка отдельно стоящего вестибюля очень компактна. Его общая площадь ограничена окружностью радиуса ~ 15 м: средняя часть этой площади, очерченная радиусом 8,5—9,0 м, образует эскалаторный зал (рис. 487). Как и в подземном вестибюле, эскалаторный зал, ограниченный колоннами, служит для организации движения пассажиров к эскалаторам и в обратном направлении без пересечения встречных пассажиропотоков.

Отдельно стоящий наземный вестибюль глубоко заложенных станций
Рис. 487. Отдельно стоящий наземный вестибюль глубоко заложенных станций:
1 — эскалаторный зал; 2 — эскалаторы; 3 — выходной тамбур: 4 — входной тамбур; 5 — решетка для очистки ног

В кольцевом пространстве, ограниченном внешней окружностью вестибюля и колоннадой эскалаторного зала, размещают кассы и контрольные пункты. Иногда часть площади этого кольца занимают верхний оголовок эскалаторного тоннеля и расположенные по обе стороны от него вентиляционные отсеки. Отсеки с жалюзийными решетками в наружной стене вестибюля соединяются с вентиляционным каналом в нижней части наклонного эскалаторного тоннеля.

Приведенная на рис. 487 планировка наземного вестибюля удобна тем, что при любом расположении эскалаторного тоннеля по отношению к красным линиям городской застройки конструктивное решение вестибюля не меняется. Конструктивные элементы, образующие стены, перекрытия, тамбуры, двери, окна, блоки санузлов, лестницы и перегородки служебных помещений, могут быть типовыми.

Подвальный этаж вестибюля, ограниченный внутренним кольцом, служит для размещения приводных устройств эскалаторов. Подробное описание планировки и конструкций этого этажа приведено ниже (см. § 132).

Высоту эскалаторного зала наземного вестибюля принимают равной 6,0 — 7,5 м; перекрытие его выполняют из монолитного железобетона, но оно может быть и сборным.

Планировка наземных вестибюлей, встроенных в здания и занимающих часть из первых этажей, должна соответствовать планировке этих зданий. Криволинейное очертание наружных стен вестибюлей меняют на прямолинейное. Криволинейное очертание эскалаторного зала при этом чаще всего сохраняют, так как оно полностью или частично выходит за пределы расположенного над вестибюлем здания. В здании, опирающемся на наземный вестибюль, устраивают осадочные швы для предотвращения возможных деформаций его конструкций вследствие неравномерной осадки. Кроме того, принимают специальные меры против вибрации здания от движущихся эскалаторов.

Промежуточные вестибюли. Промежуточными принято называть вестибюли, расположенные между двумя маршами эскалаторов.

Необходимость в двухмаршевых эскалаторах возникает при значительной глубине заложения станций, когда мощность приводных устройств одномаршевого эскалатора не позволяет увеличить их высоту. Особенностью промежуточных вестибюлей, отличающих их от подземных и наземных вестибюлей, является размещение в нижнем этаже не только машинного помещения нижнего марша, но и натяжной камеры верхнего марша эскалаторов. Это обстоятельство определяет значительные размеры промежуточных вестибюлей. Кроме того, в отличие от подземных вестибюлей, расположенных непосредственно под поверхностью земли, промежуточные вестибюли располагают на глубине, не позволяющей сооружать их открытым способом. Их можно сооружать только закрытым способом или опускными секциями.

Конструктивное решение промежуточных вестибюлей зависит от способа их сооружения. При сооружении их горным способом конструкция обделки состоит из свода, опирающегося на опоры или стены (рис. 488).

Конструкция промежуточного вестибюля, сооружаемого горным способом
Рис. 488. Конструкция промежуточного вестибюля, сооружаемого "горным" способом

Такое конструктивное решение неоднократно применялось для промежуточных вестибюлей Московского метрополитена, сооруженных в глинах или известняках при наличии гидростатического давления. В более благоприятных условиях для обделки промежуточных вестибюлей взамен чугунных тюбингов можно применять железобетонные блоки или монолитный бетон.

Конструкция промежуточного вестибюля, сооружаемого способом опускных секций в неустойчивых породах, представляет собой цилиндр, опирающийся на ножевое кольцо и перекрытый куполом (рис. 489). Такой вестибюль сооружают из монолитного железобетона на поверхности и опускают затем на проектную отметку при помощи кессона. Перед опусканием вестибюля на его внешнюю поверхность наносят гидроизолирующий и защитный слои.

Конструкция промежуточного вестибюля, сооружаемого опускной секцией
Рис. 489. Конструкция промежуточного вестибюля, сооружаемого опускной секцией

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены