Глава 31

СВЯЗЬ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНОВ С ПОВЕРХНОСТЬЮ ЗЕМЛИ

§ 129. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Входы и выхода станций метрополитенов могут быть оформлены двумя различными способами. При одном способа сооружают наземный вестибюль с входными и выходными дверями, при другом — лишь лестничные марши, ведущие в подземный вестибюль и огражденные перилами; иногда над ними устраивают легкий навес.

Выбор того или другого решения зависит главным образом от числа входов и выходов, которое определяется местом расположения и пассажирооборотом станции. При выборе решения учитывают температуру зимних месяцев.

На линиях как советских, так и зарубежных метрополитенов некоторые станции имеют по 8 и более входов и выходов.

Большое число входов и выходов, расположенных на тротуарах улиц, на площадях, в скверах или зданиях того городского квартала, где находится станция метрополитена, избавляет от перехода улиц и площадей, что создает большие удобства для пассажиров, пользующихся линией метрополитена. Все входы и выходы соединяются при помощи подходных коридоров с одним или двумя подземными вестибюлями, связанными со станцией метрополитена лестницами или эскалаторами.

Эскалатор представляет собой лестницу с движущимися ступенями и поручнями, размещенную в специальном наклонном тоннеле. Ступени связаны между собой в замкнутую ленту тяговыми цепями, перекинутыми вверху через приводные, а внизу через натяжные звездочки.

Приводные (тяговые) звездочки насажены на главный вал, соединенный с электродвигателем через цилиндрические одноступенчатые и двухступенчатые редукторы. Вращение главного вала обеспечивает движение ступеней и поручней эскалатора в обоих направлениях. Натяжные звездочки расположены на полуоси натяжной каретки, служащей для постоянного натяжения эскалатора.

Металлический каркас эскалатора представляет собой две продольные фермы, соединенные поперечными связями (рис. 480). Каждая ферма состоит из стандартных секций шестиметровой длины и одной секции нестандартной длины, компенсирующей разницу между фактической длиной наклонного участка эскалатора и длиной, кратной шестиметровой стандартной секции. Вверх к стандартным секциях примыкает металлическая конструкция приводной станции, а внизу — металлическая конструкция натяжной станции эскалаторов.

Поперечный разрез эскалатора
Рис. 480. Поперечный разрез эскалатора:
1 — верхняя ветвь полотна эскалатора; 2 — нижняя ветвь полотна эскалатора; 3 — металлоконструкция; 4 — кронштейн баллюстрады; 5 — баллюстрада; 6 — поручень; 7 — тяговая цепь эскалатора

Фермы состоят из уголков или швеллеров и соединяются между собой двумя поперечными связями из двутавров. Расположение этих связей позволяет использовать пространство над верхней связью для размещения рабочей ветви эскалатора, а пространство между верхней и нижней связью — для размещения холостой ветви эскалатора.

На метрополитенах Советского Союза в настоящее время применяют четыре типа эскалаторов: ЛТ-5 для подъема на высоту до 12 м; ЛТ-4 — от 12 до 25 м; ЛТ-3 — от 25 до 45 м и ЛТ-2 — от 45 до 65 м, различающихся размерами и формой приводных и натяжных станций.

Приводные станции размещают в нижних этажах вестибюлей (машинных помещениях), а натяжные — в специальных тоннелях (натяжных камерах), примыкающих к станциям, а в отдельных случаях — внутри станций. Машинные помещения, наклонные эскалаторные тоннели и натяжные камеры образуют эскалаторный комплекс станций метрополитенов (рис. 481).

Схема эскалаторного комплекса
Рис. 481. Схема эскалаторного комплекса:
1 — натяжная камера; 2 — нижний оголовок эскалаторного тоннеля; 3 — наклонный эскалаторный тоннель; 4 — верхний оголовок эскалаторного тоннеля; 5 — машинное помещение

Эскалатор ЛТ-5 (рис. 482) применяют в основном на пересадках между станциями, а также на станциях мелкого заложения. Небольшая высота эскалаторов определила минимальные размеры приводной и натяжной станций, ширина которых зависит от числа эскалаторов (от одного до четырех).

Эскалатор ЛТ-5
Рис. 482. Эскалатор ЛТ-5

Для небольших высот (до 6—8 м) разработана облегченная конструкция эскалатора (ЛП-6И), не требующая специальных помещений для приводных и натяжных станций. Такая конструкция представляет собой агрегат, ремонтируемый в заводских условиях.

Наземный вестибюль позволяет связать станционную платформу при помощи эскалаторов непосредственно с уровнем городских тротуаров без устройства дополнительных лестниц или подходных коридоров. Однако применяют и другое решение, когда эскалаторы соединяют станционную платформу с подземным вестибюлем, от которого подземные подходные коридоры ведут к лестницам, расположенным в различных точках городской площади или перекрестка улиц. Примером такого решения может служить станция «Площадь Ногина» Московского метрополитена, где подземный вестибюль связан шестью подходными коридорами с десятью лестницами, расположенными на тротуарах и в сквере (рис. 483).

Подземный вестибюль с подходными коридорами станции Площадь Ногина Московского метрополитена
Рис. 483. Подземный вестибюль с подходными коридорами станции «Площадь Ногина» Московского метрополитена:
1 — лестницы; 2 — переходной коридор; 3 — подземный вестибюль; 4 — эскалаторный тоннель

На многих станциях Нью-Йоркского и Токийского метрополитенов роль вестибюлей выполняют верхние этажи станций метрополитенов («мезонины»). Связь станционной платформы с уровнем пола «мезонина» осуществляется посредством нескольких лестниц.

На существующих линиях метрополитенов встречаются и такие решения, когда станции различного заглубления имеют одновременно подземные и наземные вестибюли, обеспечивающие всего один или два входа на станцию. Такие решения излишне дороги и нерациональны.

Можно выделить следующие элементы существующих решений связи подземных станций метрополитенов с поверхностью земли: лестницы, подходные коридоры, подземные, промежуточные и наземные вестибюли и эскалаторный комплекс.

Пропускную способность лестниц, эскалаторов, вестибюлей и коридоров принимают одинаковой и соответствующей пропускной способности станции, рассчитанной на перспективный пассажиропоток.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены