5. Устройство фундаментов вблизи зданий, возведенных на насыпных грунтах

На территориях многих городов, особенно тех, которые основаны сотни лет назад, образовались наносы (культурный слой) мощностью 10 м и более, т.е. довольно большой величины. Состав этих наносов зависит от многих факторов, включая климат района, тип местных грунтов, характер промышленности, размещенной в городе, исторические события. К примеру, в ряде старинных городов сохранились многоярусные мостовые из бревен, которыми в течение 3—5 столетий покрывали территории дворовых пространств, площадей и улиц. Так, в Заречной части Новгорода обнаружены участки, где имеется до 30 накатов бревен с общей толщиной этого слоя более 7 м (Арциховский, 1979). Местами древесина мостовых перегнила и превратилась в особый органогенный грунт, залегающий слоями толщиной до 7 м. Такие же слои распространены в центральных районах Риги, в старых районах Москвы (на территории Кремля) и в других городах.

Совсем иной состав культурных слоев в городах, которые в прошлом подвергались разрушениям (от землетрясений, войн). Так, на территории центральных районов Варшавы слой битого кирпича (остатки разрушенных домов) достигает 5—7 м (Леггет, 1976). Аналогичные слои распространены на территории Гданьска и Волгограда.

В городах с поливным земледелием, например в Бухаре, Самарканде, Ургенче и многих других, распространен слой суглинистого грунта, имеющего неясно слоистую структуру — результат накопления осадка, выпавшего из поливных вод. Мощность таких слоев достигает 10—12 м.

Во многих городах имеются культурные слои, образованные технологическими отходами различных отраслей промышленности: горной, металлургической, химической, строительных материалов и т.п. Состав этих наносов различен, часто они содержат токсичные и агрессивные вещества, иногда отвалы таких отходов способны самовозгораться и т.п.

В реконструируемых районах городов, где приходится возводить фундаменты вплотную к существующим зданиям, имеются участки со снесенными ранее зданиями и оставшимися погребенными под землей фундаментами и участками стен, полостями (подвалы снесенных зданий, выгребные ямы), длинномерными элементами строительных конструкций, расположенными беспорядочно (бревна, балки из металла и железобетона, плиты перекрытий и сводов, трубы старых заброшенных коммуникаций).

При разработке проектов застройки таких участков обычно отсутствуют документы, отражающие расположение снесенных зданий на плане, и чертежи подземных конструкций, поэтому требуется проведение тщательных инженерных изысканий, в результате которых должны быть определены местоположение фундаментов снесенных домов, глубина их заложения, состав материала, глубина залегания культурных слоев и подстилающих их грунтов естественного происхождения, характер подземных вод. В проектах должно быть точно установлено, какие из старинных фундаментов подлежат разборке, на какую глубину, возможно ли при этом погружение свай и шпунтов и каким способом и т.п. Предпочтительно старые фундаменты, расположенные вплотную к фундаментам существующих (и сохраняемых) зданий, не разбирать. Разборка опасна, поскольку она требует применения динамических воздействий и может привести к вскрытию подошвы существующих фундаментов. Опасно также удаление длинномерных элементов, которые могут располагаться в грунтах под подошвой фундаментов существующих зданий. Применение шпунта в этих условиях весьма затруднительно из-за того, что в грунте может оказаться кирпич и различные элементы строительных конструкций. Поэтому использование под новые здания фундаментов, заглубляемых ниже подошвы существующих фундаментов, а также глубоких подвалов и подземных объемов крайне нежелательно.

В районах распространения насыпных грунтов недопустимо при строительстве зданий применение дренажей и других водопонизительных устройств, поскольку при осушении в условиях доступа воздуха в грунт проникают бактерии и грибки, развиваются процессы гниения органических веществ и окисления различных материалов, что приводит к просадке оснований.

Сотников С.Н. Проектирование и возведение фундаментов вблизи существующих сооружений