Асфальтобетонные диафрагмы (ч. 2)

Для того чтобы термопластичный асфальтобетон мог свободно растекаться под действием собственной массы, не растрескиваясь при осадках и горизонтальных сдвигах тела плотины, можно предложить следующий критерий для подбора и расчета его состава:

,
(6.1)

где uмакс — максимальная скорость растекания асфальтобетона, см/с; uпл — максимальная скорость горизонтальных деформаций тела плотины, см/с; γа — объемная масса пластичного асфальтобетона, г/см3; γв — то же, воды; δ — толщина асфальтобетонной диафрагмы, см; β и η° — реологические константы асфальтобетона при расчетной температуре: мера аномальности и наибольшая пластическая вязкость.

Состав асфальтобетонной смеси надо подбирать исходя из максимальной плотности минерального скелета, а расход битума рассчитывать из условия растекания асфальтобетона в период эксплуатации по формуле (6.1) и условия минимума расслаиваемости асфальтобетонной смеси при ее перевозке (минимума соотношения γнв — изменения объемной массы смеси после длительного прогрева), наименьшей текучести асфальтобетона как меры деформативной его способности при 20 и 50° С (R20 и R50) и наибольшей его теплоустойчивости, характеризуемой коэффициентом kт = R20/R50. Как и всякий гидроизоляционный материал, гидротехнический асфальтобетон характеризуется длительной водоустойчивостью: водопоглощением, набуханием и изменением прочности — коэффициентом водоустойчивости kωRω/R20 после продолжительного выдерживания в воде.

Свойства асфальтобетонов приведены в табл. 6.17.

Таблица 6.17

Технические требования к асфальтобетонам для асфальтобетонных диафрагм
Свойства асфальтобетона Песчаный асфальт Мелкозернистый асфальтобетон
Содержание компонентов в смеси, % массы:
   щебень или гравий крупностью до 15 мм
   разнозернистый песок крупностью до 5 мм
   минеральный порошок с 60 % частиц мельче 0,074 мм
   нефтяной битум БНД 40/60


65—70
15—20
12—15

35—45
25—35
10—20
10—12
Объемная масса при 20° С, г/см3 1,9—2,1 2,2—2,3
Остаточная пористость после охлаждения, %, не более 3,0 3,0
Условная вязкость по воронке-вискозиметру, с 200 150
Расслаиваемость γнв при 150° С, не более 1,05 1,06
Мера деформативной способности, МПа:
   при 20° С, R20
   50° С, R50

0,8—1
0,35—0,45

0,6—0,8
0,3—0,4
Коэффициент теплоустойчивости kт = R20/R50, не более 4,0 3,5
Водопоглощение через 6 мес., % массы, не более 3,0 2,0
Набухание через 6 мес. в воде, % объема, не более 1,0 0,5
Наибольшая пластическая вязкость, Па·с, не более при 10° С 1014 1016

Состав асфальтобетона должен подбираться и рассчитываться в специализированной лаборатории с учетом многих эксплуатационных и технологических факторов (Изв. ВНИИГ, т. 113, 1976 г.; т. 119, 1977 г.).

ВНИИГ в содружестве с Гидропроектом и Ленгидропроектом разработал проекты асфальтобетонных диафрагм для плотины Хадита в Ираке и плотины Вилюйской ГЭС-III, охватив, таким образом, весь возможный диапазон климатических условий (рис. 6.17). Исследования и проектные проработки показали, что в этих экстремальных условиях можно подобрать состав гидротехнического асфальтобетона пластичной консистенции, который гарантировал бы надежность противофильтрационного уплотнения плотин высотой до 60 м и при толщине диафрагмы до 80 см.

Грунтовые плотины с асфальтобетонными диафрагмами
Рис. 6.17. Грунтовые плотины с асфальтобетонными диафрагмами
а — проект Ленгидропроекта плотины Вилюйской ГЭС-III (высота 60 м, длина 620 м); б — проект Гидропроекта для плотины Хадита в Ираке (высота 56 м, длина 7800 м)
1 — пластичный гидротехнический асфальтобетон (0,4—0,8 м); 2 — аллювиальный грунт или песок; 3 — каменная наброска; 4 — буро-асфальтовая противофильтрационная стенка; 5 — бетонная плита основания; 6 — мергелистый грунт; 7 — цементационная завеса; 8 — ванна с асфальтовой мастикой (20—30 см); 9 — крепление камнем

Весьма интересны проектные проработки Ленгидропроекта применительно к Тельмамской каменнонабросной плотине на р. Мамакан (рис. 6.18). Технико-экономическое сравнение вариантов противофильтрационных элементов при отсутствии местных суглинков показало, что наиболее эффективными и экономичными в северных условиях являются два типа диафрагм:

  • а) асфальтобетонная диафрагма из литого гидротехнического асфальтобетона толщиной 1,8—0,4 м без температурных и деформационных швов и с сопряжением с бортами каньона посредством асфальтовой шпонки, строительством донной потерны и усилением шпонки обклейкой армированными матами;
  • б) металлическая диафрагма из стальных листов толщиной 12—18 мм, свариваемых в карты размером 4×10 м и соединяемых шпунтовыми замками, которые, в свою очередь, оклеиваются армированными матами, после чего вся диафрагма с обеих сторон окрашивается эпоксидно-каменноугольной мастикой; кроме того, в сопряжениях устраиваются компенсирующие швы.
Варианты противофильтрационного элемента Тельмамской плотины на р. Мамакан
Рис. 6.18. Варианты противофильтрационного элемента Тельмамской плотины на р. Мамакан (проект Ленгидропроекта)
а — с грунтовым ядром; б — с металлической диафрагмой; в — с асфальтобетонной диафрагмой; г — с железобетонной диафрагмой
1 — каменная наброска; 2 — аллювиальный грунт; 3 — переходный слой щебня; 4 — суглинистый грунт; 5 — контрольно-дренажная потерна; 6 — цементационная завеса в основании; 7 — металлический лист толщиной 12—18 мм со шпунтовыми замками через 4 м и эпоксидной окраской; 5 — пластичный асфальтобетон толщиной 180—40 см, укладываемый слоями по 1 м; 9 — железобетонная диафрагма толщиной 100 см, швы — через 5 м

Асфальтобетонные диафрагмы обладают перечисленными ниже технико-экономическими преимуществами.

  • 1. Вертикальная внутренняя диафрагма защищена от всех внешних воздействий и находится в благоприятных температурных условиях, что в сочетании с термопластичностью асфальтобетона обеспечивает ее повышенную надежность и водонепроницаемость при значительных осадках, горизонтальных деформациях тела плотины и сейсмической активности.
  • 2. Литой гидротехнический асфальтобетон отличается высокой водоустойчивостью при длительном воздействии воды, расчетной долговечностью свыше 200 лет, способностью к релаксации температурных или силовых напряжений и к самозалечиванию случайно образовавшихся трещин и неплотностей.
  • 3. Горячему асфальтобетону литой или пластичной консистенции присуща высокая технологичность, что позволяет комплексно механизировать работы, используя для этой цели дорожные асфальтобетонные заводы и автосамосвалы, а укладку его производить простой заливкой в скользящую опалубку при любых температурно-влажностных условиях, даже на морозе и под водой, при средней стоимости 34 руб./м3 и трудозатратах 0,52 чел.-дн./м3.
  • 4. Простота технологии, минимальное количество привозных материалов (только битум — не более 10 % от общей их массы) и ликвидация сезонности работ представляют особые преимущества в условиях северных и отдаленных районов.

В настоящее время рассматривается возможность осуществления асфальтобетонных диафрагм на крупных каменнонабросных плотинах.