ГЛАВА ТРЕТЬЯ

УПЛОТНЕНИЯ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ШВОВ СООРУЖЕНИЙ

§ 3.1. Уплотнения деформационных швов массивных сооружений (ч. 1)

Деформационными швами называются постоянно действующие элементы бетонных и железобетонных сооружений, обеспечивающие свободу деформации их отдельных секций при неравномерной осадке основания, изменении температуры, усадке бетона в период твердения или при изменении внешних нагрузок. Конструкции швов определяются их назначением, конструкцией и классом сооружения, свойствами грунтов основания, климатическими условиями района и действующим напором воды.

По назначению различают температурные и осадочные швы, швы примыканий сооружений или отдельных их частей, подразделяя их на сквозные и несквозные швы-надрезы (рис. 3.1).

Типы деформационных швов массивных гидросооружений
Рис. 3.1. Типы деформационных швов массивных гидросооружений
а — разрез по температурному шву; б — вид с напорной грани; в — схема-план деформационного шва; г — схема-разрез осадочного шва; д — вид с напорной грани; е — схема-план осадочного шва
1 — компенсационный колодец асфальтовой шпонки; 2 — вспомогательные контурные уплотнения на наружных гранях; 3 — главное вертикальное уплотнение — асфальтовая шпонка; 4 — смотровой колодец; 5 — контурное уплотнение у потери; 6 — заполнение узкого шва пластичным материалом; 7 — полый широкий шов; 8 — колодец сопряжения с основанием; 9 — несквозные температурные швы; 10 — сквозные температурно-осадочные швы; 11 — секции сооружения; 12 — главное донное уплотнение; 13 — горизонтальное внутреннее уплотнение; 14 — смотровая потерна-галерея

Деформационный шов состоит из полости и ее заполнения, противофильтрационного уплотнения, дренажных и контрольных устройств. По конфигурации швы бывают вертикальными и горизонтальными с подразделением на плоские, штрабовидные и уступчатые. В массивных гидротехнических и подземных промышленных сооружениях чаще всего устраивают вертикальные плоские швы.

В зависимости от способа заполнения различают полые, частично заполненные и заполненные швы, а по ширине — узкие, (3—20 мм), средние (до 60 мм) и широкие — значительной ширины, как правило, полые. Заполнение шва должно быть сплошным и пластичным, допускающим свободное его раскрытие и сжатие, однако оно не будет водонепроницаемым, поскольку даже при небольшом раскрытии шва пластичное заполнение отрывается от бетона одной из секций сооружения.

Узкие температурные швы образуют покраской бетона первой очереди разжиженным битумом (при толщине шва до 1 мм), оклейкой несколькими слоями пергамина или рубероида (до 20 мм) или холодной асфальтовой штукатуркой (до 60 мм). От заполнения шва не требуется долговечности, поэтому разрешается применение негнилостойких и неводоустойчивых материалов и холодных асфальтовых мастик на основе глинобитумных паст и песчаных наполнителей (см. § 1.3, табл. 1.28). Средние швы образуют из асфальтовых плит, деревянной опалубки с распорными брусьями, а широкие — посредством удаляемой опалубки для блоков бетонирования второй очереди или при помощи плит-оболочек, ограничивающих бетон первой и второй очередей.

Уплотнения деформационных швов предназначены для обеспечения их водонепроницаемости, а иногда и для защиты от засорения мусором, грунтом или льдом. В зависимости от расположения в шве различают вертикальные, горизонтальные и контурные (поверхностные и внутренние) уплотнения. В гидротехнических сооружениях уплотнение шва является его основной очень ответственной конструктивной деталью, так как оно воспринимает весь напор воды [54, 73].

По виду основного материала уплотнения можно подразделить на следующие типы:

  • а) асфальтовые шпонки (рис.3.2, а), основной частью которых является полость, заливаемая асфальтовой мастикой в горячем состоянии; в свою очередь их подразделяют на вертикальные, горизонтальные и контурные, а особенно крупные шпонки называют шахтными;
  • б) бетонные и железобетонные брусья, плиты и пробки, как правило, наружные контурные уплотнения, иногда сочетающиеся с асфальтовыми прокладками;
  • в) металлические и пластмассовые диафрагмы и листы-компенсаторы.
Типы основных уплотнений деформационных швов массивных гидротехнических сооружений
Рис. 3.2. Типы основных уплотнений деформационных швов массивных гидротехнических сооружений (поперечные разрезы)
а — асфальтовых шпонок; б — контурных уплотнений разными материалами
1 — заливка асфальтовой мастикой; 2 — железобетонный брус или плита; 3 — электрообогрев; 4 — пластичная прокладка; 5 — резиновый жгут, пороизол; 6 — резиновая профильная лента; 7 — металлический лист-компенсатор

Все уплотнения деформационных швов должны по надежности и долговечности соответствовать основным сооружениям: так, расчетная долговечность сооружений первого класса капитальности превышает 100 лет, а потому столь же долговечными должны быть и уплотнения в швах. Поэтому при проектировании уплотнений надо предусматривать их повышенную надежность и дублирование; их нужно выполнять из особо долговечных материалов, надежно защищая их от физической и химической агрессии внешней среды. При этом должны соблюдаться указанные ниже правила.

Попченко С.Н. Гидроизоляция сооружений и зданий