§ 66. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ТОННЕЛЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ (ч. 2)

Началу основных работ по сооружению тоннеля должны предшествовать: устройство подъездных дорог и подача электроэнергии к месту строительства, создание баз, обеспечивающих строительство материалами (карьеры, лесозаготовки и пр.), оборудование строительных площадок с местами отвалов породы и постройка жилых поселков для строителей.

Если на линии должна быть сооружена группа тоннелей, последовательность работ по их строительству устанавливают в соответствии с намеченными сроками пуска линии в эксплуатацию и наличными производственными ресурсами. При этом проходку двухскатных тоннелей длиной более 500 м ведут обычно встречными забоями с самотечным отводом воды и устройством строительных площадок у обоих входов. Лишь в неблагоприятных топографических условиях, затрудняющих устройство строительной площадки, допускается проходка под уклон с организацией водоотлива.

Короткие тоннели (до 300 м), устраиваемые односкатными, проходят на подъем с одной стороны.

Расположение строительных площадок и размещение на них необходимых производственных устройств и помещений должны обеспечивать наибольшие удобства ведения основных работ по проходке тоннеля. Эти вопросы решают на основании изучения местных условий, к которым относятся: рельеф местности, расстояние порталов от населенных пунктов, обеспеченность водой и электрической энергией, состояние дорог и т.п.

Примерное представление о строительной площадке для проходки автодорожного тоннеля дает рис. 220. Откаточные пути, выходящие из тоннеля, ведут к отвалам породы, бетонной установке 3 и вдоль основных объектов площадки. Ответвления связывают пути со складом 6 заполнителей и электровозным депо 7, совмещенным с зарядной станцией. Непосредственно у предпортальной выемки находятся вентиляторная 5 и стройдвор 4 с арматурным цехом. Склады оборудования 14, разных материалов 15 и центральный склад 11 расположены по обе стороны от узкоколейных путей, так же как механическая мастерская 8 с пневматической, кузница 12 с бурозаправочной и электросварочной 1, лесопильный цех 17 и помещение 16 пожарной охраны.

Компрессорная 1 с градирней 2, склад 18 горюче-смазочных материалов и трансформаторная подстанция 21 вынесены за пределы основной площадки.

Специальная дорога ведет к расходному складу ВВ 19 с постом 20 охраны.

Контора 10 строительства, душевой комбинат 9 с медпунктом, котельная 13 для отопления помещений, так же как трансформаторная подстанция 21, размещаются ниже спланированной поверхности строительной площадки.

План строительной площадки
Рис. 220. План строительной площадки

Бытовые и производственные здания на строительных площадках устраивают преимущественно сборно-разборного типа, за исключением тех зданий, которые могут быть использованы в качестве постоянных при эксплуатации тоннеля или для нужд района. В первую очередь создают производственные здания и подсобные предприятия, необходимые для начала основных работ по проходке тоннеля.

К началу основных работ должна быть закончена предпортальная выемка на всем протяжении, которая необходима для бесперебойного транспорта разрабатываемой породы в отвал и стока воды из тоннельной выработки (предпортальную выемку, как правило, делает тоннельная организация, в отдельных случаях — механизированная колонна). Иногда возможно совмещение отделочных работ в выемке с работами по проходке штольни или опережающей калотты.

Порядок производства работ по сооружению припортальных участков и портала тоннеля зависит от характера и условий залегания прорезаемых пород и принятых методов проходки. В крепких скальных породах проходку тоннеля начинают непосредственно из выемки, до устройства портала, сооружаемого в последнюю очередь. В мягких и неустойчивых породах целесообразно предварительное сооружение портала траншейным способом, что обеспечивает надежное закрепление лобового откоса выемки.

Предпортальную выемку не следует доводить до места сооружения портала, чтобы обеспечить возможность возведения бетонной обделки портального кольца горным способом без наружной опалубки.

Большое внимание следует уделять защите торца предпортальной выемки от поверхностных вод, стекающих со склонов горного массива. Для этой цели до начала проходки и сооружения портала вдоль откоса выемки устраивают водоотводную канаву.

Устойчивость лобового откоса выемки обеспечивается временной деревянной крепью (см. крепление врезки, § 44). В трещиноватых скальных породах целесообразно закрепление откоса стальными анкерами, длина которых превышает глубину возможного отделения глыб породы. Поверхность откоса между анкерами затягивают сеткой.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены