Глава 15

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РАБОТ ПРИ ПРОХОДКЕ ТОННЕЛЕЙ

§ 63. ВЕНТИЛЯЦИЯ ПОДЗЕМНЫХ ВЫРАБОТОК (ч. 1)

Требования к вентиляции. Важнейшим условием безопасной и производительной работы по проходке является вентиляция, обеспечивающая нормальные состав, температуру и влажность воздуха.

Естественная вентиляция допускается, как исключение, при наличии в подземной выработке сквозного хода, создающего необходимую тягу, и в случае коротких выработок, имеющих выход на поверхность, при организации проходки, исключающей выделение ядовитых газов.

Воздух подземной выработки должен содержать по объему не менее 20 % кислорода и не более 0,5 % углекислого газа и иметь температуру не ниже +2° С зимой и не выше 25° С летом.

Серьезную опасность представляет выделение метана, при концентрации от 5—6 до 14—16 % по объему образующего с воздухом гремучую смесь, взрывающуюся при воспламенении. Допустимой является концентрация метана, не превышающая 1 %. В противном случае необходимо удаление рабочих из выработки и принятие мер к снижению концентрации метана (усиленное проветривание).

Правилами безопасности требуется не реже одного раза в неделю делать лабораторный анализ воздуха выработки на содержание кислорода, углекислого газа, окиси углерода и метана.

При отсутствии взрывных работ и действующих двигателей внутреннего сгорания в выработку следует подавать в минуту не менее 6 м3 чистого воздуха на каждого рабочего, находящегося под землей.

Взрывные работы сопровождаются выделением значительных объемов ядовитых газов (окиси углерода, окислов азота и т.п.), содержание которых обычно приводит к эквивалентному по вредности объему окиси углерода. В соответствии с Правилами безопасности на строительстве тоннелей и метрополитенов принимают, что при взрыве 1 кг ВВ, применяемых при проходке подземных выработок, образуется 40 л условной окиси углерода. В начале проходки эту величину уточняют непосредственным измерением объемов составляющих газов взрывания.

При использовании в выработке оборудования с двигателями внутреннего сгорания обязательно применение нейтрализаторов отработавших газов и выключение двигателей у автомашин, находящихся под погрузкой. В атмосферу подземной выработки поступают содержащиеся в выхлопных газах автомашин дополнительные объемы окиси углерода и окислов азота, а также акролеин.

Задачей вентиляции при проходке является разбавление вредных газов до допустимой концентрации (для окиси углерода до 0,0016 %, окислов азота — 0,0001 %, акролеина — 0,00008 % по объему).

Допуск рабочих в забой разрешается после разбавления условной окиси углерода до 0,008 % по объему к концу намеченного времени проветривания (не более 30 мин). Эта концентрация в пять раз превосходит допускаемую при продолжительном пребывании (0,0016 %). Поэтому после допуска рабочих в забой необходимо непрерывное проветривание в объеме не менее 60 % первоначального.

Схемы проветривания глухих выработок. Тоннельные выработки проходят, как правило, глухим забоем. Схемы вентиляции выбирают в соответствии с расположением по длине выработки источников вредностей, которые определяют необходимый объем проветривания.

Если в выработке отсутствует выделение вредных газов и задачей вентиляции является обеспечение свежим воздухом находящихся в ней людей, применяют приточное проветривание.

При проходке взрывным способом на выбор схемы вентиляции влияет вид транспорта, применяемого в выработке.

При электровозной откатке основной задачей вентиляции является разбавление газов взрывания. Целесообразно предотвратить их распространение по выработке и как можно скорее удалить из забоя. Для этого применяют вытяжное проветривание, обеспечивающее возможность допуска работах в забой, с последующим переходом к приточному проветриванию с подачей свежего воздуха в призабойное пространство — место наиболее интенсивной работы.

При безрельсовом транспорте (автосамосвалы, думперы) основной задачей вентиляции является разбавление вредных составляющих выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания. В этом случае применяют приточно-вытяжное проветривание с подачей свежего воздуха в забой во время транспортных операций и последующим переходом к вытяжному проветриванию после взрывания.

Схемы проветривания глухих выработок
Рис. 215. Схемы проветривания глухих выработок

При вытяжном проветривании (рис. 215, а) отсасывание воздуха из забоя производится вентиляторами 1 к порталу или скважине, пробуренной с поверхности, по вентиляционным трубам жесткой конструкции, концы которых располагают на расстоянии не более 10 м от забоя.

В таком виде вытяжное проветривание малоэффективно, так как газы в призабойном пространстве плохо перемешиваются и засасываются в трубу лишь с расстояния, не превышающего 1,5 м. Поэтому возможно их скопление в сводовой части выработки. Для ускорения очищения забоя от газов взрывания в призабойном пространстве устанавливают вентилятор-побудитель 2, который подает воздух из выработки к забою и обеспечивает перемешивание и удаление вредных газов. Конец трубы такого вентилятора располагают не ближе 10 м от конца вытяжной трубы.

При вытяжном проветривании воздух, проходя от портала вдоль выработки, загрязняется, увлажняется, нагревается и поступает к забою неполноценным. Поэтому после допуска рабочих в забой обычно переходят на приточное проветривание, обеспечивающее поступление в забой свежего воздуха.

При приточном проветривании (рис. 215, б) вентиляционные трубы могут быть как жесткой, так и гибкой конструкции. Конец приточной вентиляционной трубы должен находиться от забоя на расстоянии, не превышающем длины зоны действия свободной струи lс (м), определяемой по формуле

Расстояние конца притойной вентиляционной трубы до забоя,
(160)

где S — площадь сечения выработки, м2;

ω — площадь сечения вентиляционной трубы, м2.

При приточно-вытяжном проветривании (рис. 215, в) вентиляционные трубы должны быть жесткой конструкции, так как они используются и для притока, и для вытяжки воздуха. Конец приточной вентиляционной трубы располагают так же, как и при приточном проветривании.

Конец трубы от вентилятора-побудителя 2, необходимого при переходе на вытяжное проветривание (рис. 215, г), выдвигают не менее чем на 10 м относительно конца приточного воздухопровода в сторону забоя.

Во всех случаях забор воздуха у портала должен производиться на расстоянии не менее 15 м от места выхода загрязненного воздуха.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены