§ 60. БЕТОНИРОВАНИЕ ОБДЕЛОК В СКАЛЬНЫХ ПОРОДАХ (ч.4)

Хорошие результаты дает доставка бетонной смеси в резервуарах 2 бетононагнетателей, камеры которых соединены трубами 3 с ресивером 1, находящимся в составе (рис. 205). При этом через бетонную смесь непрерывно снизу вверх проходит сжатый воздух, выходящий через неплотности затвора. Нагнетатели поднимают на площадку бетононасосной установки, соединяют с бетоноводом и основным ресивером и разгружают за опалубку.

Доставка бетонной смеси в бетононагнетателях
Рис. 205. Доставка бетонной смеси в бетононагнетателях

При глубине расположения тоннеля до 100 м целесообразна подача бетонной смеси через скважины диаметром до 50 см, пробуренные через 100—200 м вдоль оси тоннеля. Для предотвращения расслоения бетонной смеси при падении в нижней части обсадной трубы помещают смонтированный на тележке бункер, постоянно заполненный наполовину свежей бетонной смесью. Из бункера бетонная смесь медленно сползает по наклонному лотку в транспортные сосуды, доставляющие их к насосной установке.

Укладочную установку можно располагать и непосредственно под скважиной. В этом случае по мере бетонирования бетоновод укорачивают. Когда расстояние от подвижной опалубки до установки становится по условиям работ минимальным, установку переносят вперед к следующей скважине.

При расположении укладочной установки в готовой части тоннеля, возможном при достаточном его сечении, вводить конец бетоновода за опалубку менее удобно, так как это требует изменения направления подачи бетонной смеси, а перемещение секций опалубки происходит в стесненных условиях.

Подача бетонной смеси может быть осуществлена полностью по трубам без перегрузки в вагонетки. Так, при сооружении обделки на участке, длина которого не превосходит дальности действия установки, возможно ее размещение вместе с бетономешалкой у входа в тоннель. Имеются примеры применения такой схемы и при больших расстояниях с последовательным соединением двух агрегатов, один из которых находится у входа в тоннель, а другой в тоннеле. В этом случае длина участка ограничивается удвоенной дальностью действия агрегата.

В особенно длинных и глубоких тоннелях своевременная доставка бетонной смеси чрезвычайно затруднительна. В этом случае при достаточных размерах сечения выработки в непосредственной близости от места бетонирования размещают не только укладочную установку, но и бетономешалку. Отдозированные порции заполнителя и цемента, приготовленные на поверхности, доставляют к подземной бетономешалке в вагонетках или контейнерах. Имеются примеры включения в состав бетоносмесительной установки камнедробилки с использованием разрабатываемой в забое породы для получения крупного заполнителя.

Самоходная бетоноукладочная установка (рис. 206) на два пневмонагнетателя 1 имеет общий ресивер 2. Кран-балка 4 служит для подъема контейнеров 3 или вагонеток со съемными кузовами, в которых доставляется бетонная смесь, и разгрузки ее в загрузочные воронки машин.

При бетонировании стен обделки бетонная смесь подается за опалубку по двум бетоноводам 6, расположенным на высоте не более 2 м от низа заопалубочного пространства или поверхности ранее уложенного слоя бетона. При использовании бетононасосов уплотнение бетонной смеси достигается заглублением в нее конца бетоновода, обеспечивающим давление на опалубку в пределах от 1 до 2 кгс/см2. Достижение предельного давления вызывает увеличение расхода энергии двигателя бетононасоса и заставляет срабатывать тепловое реле, включающее двигатель продольного перемещения установки.

Самоходная бетоноукладочная установка
Рис. 206. Самоходная бетоноукладочная установка

В случае применения бетононагнетателей предельное давление на опалубку не превышает допустимого при давлении сжатого воздуха в магистрали до 7 кгс/см2.

В процессе укладки дополнительное уплотнение бетонной смеси обеспечивается глубинными вибраторами с гибким валом, которые вводят через люки в опалубке, закрываемые заслонками.

Указанным способом стены бетонируют на высоту 5—5,5 м. Свод и верхние части стен бетонируют с помощью одного бетоновода 5, расположенного в шелыге свода, с перемещением установки вперед на 1 м по достижении предельного давления бетонной смеси.

Для улучшения уплотнения бетонной смеси в замковой части целесообразно подавать сжатый воздух через трубку в верхнем перегибе бетоновода.

Бетонирование прекращается при появлении бетонной смеси на расстоянии около 0,5 м от торцового щита опалубки. Остающееся пространство заполняют смесью во время бетонирования замковой части следующей секции опалубки, обеспечивая таким образом связь между кольцами обделки. При параллельной организации бетонных работ процесс возведения обделки обычно тесно увязывают с процессом проходки, что находит отражение в общей циклограмме, выполнение которой обеспечивает заданные темпы сооружения тоннеля.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены