§ 60. БЕТОНИРОВАНИЕ ОБДЕЛОК В СКАЛЬНЫХ ПОРОДАХ (ч. 2)

Телескопическую опалубку, состоящую из шести элементов, соединенных пятью шарнирами (рис. 200), устанавливают следующим образом.

Секцию 8 опирают нижними элементами на клинья и соединяют болтами с соседними секциями. Установку секции, доставленной в сложенном виде на тележке 5, выполняют в такой последовательности. В первую очередь секцию поднимают двумя парами качающихся гидравлических домкратов 6, а затем двумя парами горизонтальных винтовых домкратов 9, шарнирно соединенных с секцией, устанавливают в проектное положение. Нижние элементы А и Б секции, поддерживаемые тросами лебедок 4, опускают под действием собственного веса. Опорные элементы подклинивают и через отверстия закрепляют штырями в коротких шпурах, пробуренных в подошве выработки. Затем установленную секцию соединяют болтами с соседними секциями.

   Телескопическая опалубка
Рис. 200. Телескопическая опалубка

Для облегчения отрыва секции от бетона при ее снятии поверхность стальных листов секции покрывают смазками различных составов (например, смесью петролатума с керосином в отношении 1 : 2, наносимой в количестве 100—200 г/м2)

Опалубку снимают в следующем порядке. Под секцию, подлежащую снятию, подкатывают тележку, скрепляемую с секцией домкратами 6 и 9. Затем снимают болты, соединяющие секцию с основанием и с соседней секцией, и опорный элемент А при помощи винтовых стяжек 1 отрывают от низа стены. Смежный элемент Б отрывают поворотом винтов 3, опирающихся на плиты 2, после чего нижние элементы секции подтягивают лебедкой 4 под площадку тележки. Отрыв верхней части секции осуществляют домкратами 6 и 9, перемещающими секцию в транспортное положение.

Бетонирование ниши для укрытия людей производят в специальной инвентарной форме 10, присоединяемой к основной секции при помощи болтов. Эту форму размещают в предварительно подготовленной боковой выработке и после установки секции с люком в нижней части соединяют с ней болтами. Лебедки 7 служат для подъема вспомогательного оборудования.

Со стороны бетоноукладочной установки на тележке располагается раздвижная стойка 11 для поддержания бетоновода во время бетонирования.

Для получения бетонной обделки с наименьшим количеством поперечных швов бетонирования целесообразна следующая схема применения телескопической опалубки, комплект которой состоит из n секций стандартной длины l и установочной тележки. Число секций комплекта принимают равным

n = 2Wt/l,
 

где W — суточное продвижение забоя;

t — срок раскружаливания в сутках (по опыту строительства тоннелей железнодорожной линии Абакан—Тайшет в крепкой скале t = 3 суток).

После продвижения забоя на Wt метров устанавливают и бетонируют половину секций комплекта. Вторая половина комплекта секции поддерживает обделку на участке раннего твердения, и через tсуток ее перемещают вперед.

При такой организации сокращается объем работ по установке торцовых щитов и облегчаются работы по перекладке вентиляционных труб на участке бетонирования.

При применении передвижной опалубки, изображенной на рис. 198 , работа по описанной схеме требует удвоенного числа секций, но обеспечивает возможность подачи бетонной смеси за опалубку через торцовый щит со стороны забоя.

При параллельной организации работ бетонирование в опалубках описанного вида выполняют на расстоянии от забоя, определяемом удобствами размещения комплекса проходческого оборудования и устройств для подачи бетонной смеси. Передний участок выработки поддерживается временной контурной крепью, которая не всегда в состоянии предотвратить остаточные деформации кровли. В связи с этим целесообразно по возможности укорачивать этот участок до минимума.

Опалубка сборно-разборного типа (рис. 201) допускает бетонирование на расстоянии 15—20 м от забоя, исключающем возможность повреждения бетона при взрывных работах. Комплект опалубки длиной 40 м состоит из сварных тюбингов 1 с радиальными бортами, соединяемых болтами. Сборку опалубки выполняют в непосредственной близости от забоя укладчиком рычажного типа (эректором) 2, перемещающимся по кронштейнам 3, прикрепленным к боковым элементам опалубки. Укладчик снабжен выдвижными платформами 4 и может быть использован как буровая рама.

Сборно-разборная опалубка
Рис. 201. Сборно-разборная опалубка

Разборку опалубки по достижении бетоном необходимой прочности выполняют с помощью укладчика-перестановщика 5, находящегося в конце рабочего участка. Снимаемые им элементы опалубки перемещают к забою на тюбинговозках.

Недостатком сборно-разборной опалубки является значительный объем работ по монтажу и демонтажу секций, элементы которых соединяются большим количеством болтов.

Применение описанной системы работ возможно, если прочность пород в кровле выработки допускает ее оставление незакрепленной на участке от забоя до места бетонирования. В противном случае могут произойти вывалы породы, удаление которых из-за опалубки небезопасно. Выполнение вблизи забоя всего комплекса работ по сооружению тоннеля (разработка и уборка породы, возведение обделки) усложняет организацию производственного процесса. Более целесообразно использование сборно-разборной опалубки в удалении от забоя с закреплением призабойного участка анкерной крепью.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены