§ 109. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛИНИИ МЕТРОПОЛИТЕНОВ (ч.2)

Полную пропускную способность линии используют не сразу после сдачи ее в эксплуатацию. В первый период эксплуатации линии пропускают меньшее число пар поездов в час и меньшее число вагонов в составе поезда (в зависимости от величины пассажиропотока).

Для метрополитенов Советского Союза предусматривается минимальная пропускная способность линии на первый период ее эксплуатации 24 пары трехвагонных поездов в час. При этом максимальная провозная способность линии будет составлять приблизительно 15 000 пассажиров в час в одном направлении.

Все устройства и оборудование линии проектируют в соответствии с установленной наибольшей частотой движения поездов в час, а устройства электроснабжения и количество подвижного состава — в соответствии с пропускной способностью линии на первый период эксплуатации.

Для города, в котором возникает необходимость в сооружении одной или двух первоочередных линий метрополитена, составляют схему сети линий, охватывающую все наиболее загруженные направления, с учетом перспективы развития города.

Направление линий метрополитена выбирают, как правило, вдоль городских транспортных магистралей с наиболее интенсивными пассажиропотоками. Исключение составляют линии глубокого заложения, направление которых определяется расположением вестибюлей и не зависит от городской застройки.

Особенностью развития городов в социалистических странах является создание жилых массивов на периферии поблизости от парков и лесов. Жилые массивы связываются средствами транспорта, в том числе метрополитенами, как с центром, так и с пригородами — местами отдыха трудящихся.

Перспективную сеть метрополитена Москвы проектируют из семи диаметров, кольцевой линии и трех так называемых хордовых линий, которые, пересекаясь между собой, образуют большое кольцо. На некоторых диаметрах намечают разветвления. Хордовые линии будут выходить за пределы города на расстояние до 30 км к крупным населенным пунктам, аэропортам и зонам отдыха (рис. 385). Протяженность линий метрополитена в пределах города составит в перспективе 450 км.

Перспективная схема линий Московского метрополитена
Рис. 385. Перспективная схема линий Московского метрополитена:
1 — существующие линии; 2 — развитее линий до 320 км; 3 — перспективное развитие сети; 4 — железные дороги; 5 — пересадочные станции

Исходными данными для определения главнейших пассажиропотоков и районов их тяготения обычно служат результаты изучения работы городского транспорта, степень загрузки различных маршрутов трамваев, троллейбусов и автобусов. Методы расчета пассажиропотоков приводятся в специальных курсах, поэтому здесь не рассматриваются.

Расчеты пассажиропотоков, застройка города и план его развития служат материалами для составления перспективной схемы линий метрополитена, связывающих районы города между собой. Детальное проектирование первоочередных линий метрополитена ведут с учетом этой перспективной схемы. Связь каждой линии метрополитена со всеми остальными линиями предусматривают при помощи пересадок на станциях.

Линии метрополитена, как правило, проектируют подземными мелкого заложения. Глубокое заложение линий применяют при неблагоприятных геологических и гидрогеологических условиях в зоне мелкого заложения, а также в районах города с плотной многоэтажной застройкой.

Движение поездов метрополитена организуют, как правило, самостоятельным для каждой линии без перехода на другие линии. Порожний подвижной состав перемещается с одной линии на другую по служебным веткам. Пересечения линий метрополитена между собой и с линиями других видов транспорта в одном уровне не допускается.

На некоторых зарубежных метрополитенах (Лондон, Нью-Йорк) отдельные линии соединяются между собой в одном уровне, что позволяет поездам переходить с одной линии на другую. При этом для пассажиров снижается число пересадок, но ухудшаются условия эксплуатации метрополитенов и безопасность движения поездов.

На каждой линии предусматривают устройства для оборота, отстоя и осмотра подвижного состава, а также депо и мастерские. В отдельных обоснованных случаях допускают устройство двух депо на одной линии метрополитена.

Станции метрополитена располагают в местах образования больших потоков пассажиров — на центральных площадях, пересечениях городских магистралей, в районных центрах, у железнодорожных и речных вокзалов, стадионов, парков, а также на пересечениях линий метрополитена между собой и с линиями пригородных железных дорог.

Для линий метрополитенов Советского Союза расстояния между станциями в центре города назначают от 1 до 1,5 км, на окраинах — от 1,5 до 2 км.

Положение станций в плане определяется возможным расположением входных вестибюлей. Расположение вестибюлей выбирают в зависимости от городской планировки.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены