РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТОННЕЛЯХ

Глава 1

ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТОННЕЛЕЙ И КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ТОННЕЛЕСТРОЕНИЯ

§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ТОННЕЛЕЙ

Тоннелем называют горизонтальное или наклонное подземное искусственное сооружение, предназначенное для транспорта, пропуска воды, размещения коммуникаций и других целей, длина которого обычно значительно превышает поперечные размеры.

В настоящее время тоннели имеют широкое распространение во всех отраслях народного хозяйства. Они могут быть классифицированы по назначению и положению относительно земной поверхности. По назначению тоннели делят на пять основных групп: 1 — тоннели на путях сообщения; 2 — тоннели гидротехнические; 3 — тоннели коммунальные; 4 — тоннели горнопромышленные и 5 — тоннели специальные.

Наибольшее распространение имеют тоннели на путях сообщения, к которым относят тоннели метрополитенов, железнодорожные, автодорожные, судоходные и пешеходные тоннели, а также тоннели для нескольких видов транспорта.

К гидротехническим тоннелям, предназначенным для перемещения больших объемов воды, относят тоннели гидроэлектростанций, подводящие воду к турбинам и отводящие ее после использования, тоннели водоснабжения, подающие воду для населенных пунктов (иногда на расстояние в десятки километров), тоннели, используемые для улучшения земель (ирригационные и мелиоративные).

Упомянутые выше судоходные тоннели являются транспортно-гидротехническими, так как их сечение частично заполнено водой.

Коммунальные тоннели являются существенным элементом хозяйства современного города. Это подземные водостоки, к которым относятся целые реки, заключенные в трубы, водопроводные и канализационные тоннели, а также коллекторы, служащие для размещения подземных городских сетей (силовых и телефонных кабелей, газопроводов, водопроводных магистралей и т.п.). В перспективе — это тоннели-каналы глубокого заложения.

Горнопромышленные тоннели обслуживают предприятия, добывающие полезные ископаемые.

К тоннелям специального назначения относят подземные оборонные сооружения, а также подземные электростанции, гаражи и т.п.

По положению относительно рельефа местности тоннели можно разделить на горные, подводные и равнинные. К последним относят в основном тоннели, сооружаемые в городах (например, метрополитены, переходы на перекрестках, подземные гаражи и т.п.).

Глубина заложения тоннеля в значительной степени влияет на его конструкцию и способы постройки. Различают тоннели, сооружаемые со вскрытием поверхности или без вскрытия ее, т.е. сооружаемые открытым или закрытым способом.

Основной целью настоящего курса является изучение тоннелей на путях сообщения (железнодорожных, автодорожных и метрополитенов).

Краткие сведения о судоходных, гидротехнических и коммунальных тоннелях приведены в разделе V.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены