3. Установка для вдавливания металлического шпунта
При погружении шпунта с помощью различных сваебойных снарядов (ударных и вибрационных) в большинстве случаев возникают повреждения рядом стоящих зданий Применение метода вдавливания шпунта исключает деформации этих зданий.
За рубежом для вдавливания шпунта используется гидравлический копер «Тайвуд-BSP» (рис. 9.6), способный погружать и извлекать шпунт, не создавая вибраций и шума. Копер состоит из силового блока, оголовка, системы наведения. Управление установкой дистанционное. При погружении шпунта или свай копер способен развивать вдавливающее усилие до 2250 кН, а при извлечении — 1650 кН. Постоянный пригруз не применяется, так как используется анкерующая способность (сила трения) и вес ранее погруженных (частично или полностью) шпунтин.
В настоящее время в Главленинградстрое разрабатывается устройство по вдавливанию металлического шпунта вблизи зданий, которое позволит передавать часть реактивного усилия вдавливания на фундаменты существующего здания.
4. Применение буронабивных свай
Устройство буронабивных свай по технологическим особенностям вполне отвечает требованиям к возведению фундаментов вблизи зданий. В нашей стране набивные сваи, широко применяемые в мостостроении, промышленном и гидротехническом строительстве, еще недостаточно используются в условиях плотной городской застройки.
Известно много типов буронабивных свай, отличающихся, в основном, конструкцией оборудования, применяемого для проходки скважин, изготовления ствола и уширения сваи.
Во многих случаях буронабивные сваи изготовляются без обсадных труб (рис. 9.7). Область применения этих свай — плотные связные грунты, способные держать стенки скважин. В неустойчивых грунтах проходка ствола осуществляется под защитой обсадных труб или глинистого раствора.
Буронабивные сваи с уширенной пятой изготовляются специализированными организациями, в числе которых наибольшего эффекта добились тресты Упргидроспецфундаментстрой, Упрбурвод и др. Из зарубежных фирм, изготовляющих специализированное оборудование, наиболее широко известны «Беното» (Франция), «Като» (Япония), «Калвелд» (Англия) и др.
При строительстве Камского автозавода в г. Брежневе применялись установки СО-2 и СО-1200, разработанные трестом Упргидроспецфундаментстрой. С их помощью были выполнены опоры с уширением (диаметр ствола 0,6—1,2 м, уширения до 1,6 м) в сухих грунтах без обсадных труб, а при наличии подземных вод—под глинистым раствором.
Трест Упрбурвод выполнял буронабивные сваи диаметром 0,5—0,6 м с уширением диаметром до 1,6 м, а также буровые опоры, состоящие из ствола диаметром 0,7—1,5 м и уширения 1,2—3 м. Максимальная длина буронабивных свай, изготовляемых под глинистым раствором, 15—16 м, а устраиваемых без укрепления стенок скважин или с креплением их инвентарными трубами до 30 м.
В Ленинграде имеется большой опыт строительства жилых 9—14-этажных зданий на буронабивных опорах мелкого заложения — буронабивных фундаментах (рис. 9.8) Диаметр ствола 0,65 м, диаметр уширения 2,5—3 м. Заглубление подошвы уширения от поверхности грунта 1,2—1,5 м. Наблюдения, проводимые ЛИСИ, показали, что осадки девятиэтажных крупнопанельных домов на буронабивных фундаментах в 2 раза меньше осадок домов на ленточных фундаментах. Это открывает широкие возможности использования буронабивных фундаментов на участках примыкания к существующим зданиям, обеспечивая тем самым уменьшение влияния загружения соседних площадей до необходимых безопасных пределов.
Можно полагать, что в перспективе при выборе типа фундаментов при сооружении их вблизи существующих зданий преимущество должно быть на стороне буронабивных свай и фундаментов, позволяющих достигать высокого уровня механизации процесса, передавать большие сосредоточенные нагрузки на грунт, проходить толщу насыпных, водонасыщенных слабых грунтов и плывунов, опираться на прочные грунты ненарушенной структуры, т.е. создавать условия для сохранения конструкций домов, вблизи которых ведется строительство, при минимальных затратах.