§ 74. СБОРНЫЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ТОННЕЛЬНЫЕ ОБДЕЛКИ (ч. 2)

Обделка с временными связями растяжения. К этому типу относится приведенная конструкция обделки из железобетонных блоков ребристого сечения (тюбингов), где болты играют роль монтажных соединений. В эксплуатационный период недопустима передача моментов на борт, так как он имеет недостаточную прочность. Поэтому после проведения контрольного нагнетания такие болты заменяют короткими стальными шпильками с последующей чеканкой концевых участков болтовых отверстий цементной замазкой (БУС).

Такая конструкция сборной обделки состоит в поперечном сечении из десяти железобетонных тюбингов трех типов: нормальных (7 шт.), смежных (2 шт.) и ключевого; ширина кольца 100 см.

Железобетонные тюбинги (рис. 243) представляют собой ребристые конструкции, подобные чугунным, с двумя-тремя кольцевыми и двумя радиальными бортами толщиной по 10—15 см. Высота борта 20—25 см, толщина оболочки 6—8 см.

Для восприятия усилий щитовых домкратов в каждом тюбинге имеются две-три продольные диафрагмы толщиной по 8—10 см.

Рис. 243. Железобетонный тюбинг

Тюбинги соединяются между собой при помощи трех-четырех болтов в кольцевых бортах и двух-четырех в радиальных. Отверстия для болтов укрепляются стальными закладными трубками с фланцами. Для обеспечения гидроизоляции обделки по внутреннему периметру тюбингов имеются фальцы, образующие в стыках канавки размером 32×12 мм, зачеканиваемые цементной замазкой. Для нагнетания за обделку цементного раствора в каждом тюбинге имеется отверстие, в которое вмонтирована стальная трубка с внутренней нарезкой.

Арматура тюбингов представлена сварными каркасами из стержней круглого профиля или из горячекатаных стержней периодического профиля.

Обделка из железобетонных тюбингов имеет следующие достоинства: уменьшается в два раза объем железобетона по сравнению с обделкой из блоков; облегчаются транспортные и монтажные работы ввиду небольшой массы элементов (~0,5 т); обеспечиваются удобство и точность сборки обделки благодаря наличию болтовых связей; обделка может быть применена как при щитовой, так и при эректорной проходке ввиду возможности постановки ключевого элемента в плоскости собираемого кольца.

К недостаткам обделки относятся: увеличение на 30—40% расхода стали по сравнению с обделкой из блоков; повышение сопротивления воздушному потоку при вентиляции и движении поездов, вызываемое ребристой внутренней поверхностью тоннеля; увеличение водопроницаемости обделки вследствие наличия закладных частей и недостаточной прочности болтовых соединений; опасность поломок бортов и образования трещин в оболочке тюбингов от давления щитовых домкратов; ухудшение очистки лотковой части тоннеля вызываемое наличием ребер тюбингов.

Для увеличения несущей способности и водонепроницаемости сборной обделки из железобетонных тюбингов последние могут быть усилены. Кольцо обделки (рис. 244) наружным диаметром 6 м и шириной 100 см состоит из десяти тюбингов трех типов: нормальных (7 шт.), смежных (2 шт.) и ключевого без внутренних ребер и диафрагм.

Усиление тюбингов (см. рис. 244, б) достигается путем увеличения высоты борта до 45 см, а повышение водонепроницаемости — утолщением оболочки до 25 см и увеличением глубины фальцев до 50 мм.

Для возможности установки монтажных шпилек торцовые борта тюбингов уширены до 26 см.

Рис. 244. Сборная железобетонная обделка из усиленных тюбингов:
а — схема кольца; б — тюбинг; 1 — болтовые отверстия; 2 — петля для захвата блока; 3 — отверстие для монтажные шпилек

Связь колец в монтажный период осуществляется путем постановки болтов или оправок в кольцевых бортах. После контрольного нагнетания эти связи заменяют укороченными штырями, а торцовые участки отверстий зачеканивают замазкой из расширяющегося цемента.

Для сопряжения ключевого тюбинга со смежными применяются составные (из трех частей) железобетонные шпонки диаметром 96 мм, последовательно заводимые с торца обделки.

В качестве арматуры в тюбингах применяются сварные каркасы из стали периодического профиля диаметром 25—28 и 6—14 мм с петлевыми выпусками.

Достоинства обделки — ее значительная несущая способность и повышенная водонепроницаемость. К недостаткам обделки относится ее деформативность в период монтажа. Это обстоятельство учтено при дальнейшем проектировании: число дополнительных связей в кольцевых бортах доведено до четырех.

Общим недостатком, характерным для всех обделок из железобетонных тюбингов, следует признать трудность защиты нижней части обделки от загрязнения и ее последующей очистки. Для устранения этого недостатка, а также с целью создания готового основания для откаточных путей вводят в состав обделки специальный нижний лотковый элемент с плоской внутренней поверхностью.

Современная конструкция обделки с плоским лотком (рис. 245) включает в поперечном сечении семь элементов четырех типов: нормальных (3 шт.), смежных (2 шт.), ключевого и лоткового. Ширина кольца обделки составляет 100 см высота борта 30 см, толщина оболочки 15 см.

Разбивка кольца на элементы обеспечивает одинаковые центральные углы 60°, соответствующие лотковому и нормальным тюбингам и центральный угол 120°, соответствующий двум смежным и ключевому тюбингам. Такая разбивка позволяет в случае необходимости принять все тюбинги (см. рис. 245, б) нормальными (без ключевого элемента).

Рис. 245. Сборная железобетонная обделка из тюбингов с плоским лотком:
а — схема кольца; б — тюбинг; 1 — шпонка; 2 — гнездо для штыря; 3 — отверстие для нагнетания раствора в стык

Нижний элемент обделки создает плоский лоток шириной 222 см, на котором помещаются два откаточных пути. Для уменьшения веса лоткового элемента ему придают с наружной стороны ребристую форму. Образующаяся при этом полость заполняется недобранной породой или нагнетанием гравия.

Соединение тюбингов и колец между собой в кольцо осуществляется при помощи штырей по аналогии с усиленной обделкой.

Ключевой тюбинг фиксируется при помощи двух (составных по длине) железобетонных шпонок диаметром 72 мм.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены