§ 157. ГОРОДСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ И ПЕШЕХОДНЫЕ ТОННЕЛИ

Городские транспортные тоннели устраивают на пересечении улиц для пропуска транспорта в различных уровнях. Эти сооружения увеличивают пропускную способность дорог и радикально решают вопросы безопасности движения. Аналогичную роль выполняют пешеходные тоннели под транспортными магистралями, развязывая движение транспорта и пешеходов.

При проектировании таких тоннелей стремятся расположить их на минимальной глубине с целью сокращения длины подходов к тоннелю и бесполезной высоты подъема. Поэтому проезжую часть верхней дороги обычно устраивают непосредственно на перекрытии тоннеля.

Обделки городских транспортных и пешеходных тоннелей преимущественно сборные железобетонные.

Городской транспортный тоннель 1 (рис. 572), расположенный под проезжей частью пересекаемой дороги 2, имеет следующие основные части. В самой низкой части тоннельного перехода устраивают камеру водосборника и водоотливной установки 4. Кроме того, имеется камера для размещения электротехнических устройств 5. Обычно в каждом отсеке тоннеля движение транспорта принимается в одном направлении. Отсеки отделены друг от друга рядом колонн 6 и отбойными бортиками 7. В пределах рампового участка устраивают разделительную полосу 8. В пределах рамповых участков 3 проезжая часть дороги имеет максимальный уклон.

Схема конструкции городского транспортного тоннеля
Рис. 572. Схема конструкции городского транспортного тоннеля

Пешеходные тоннели в поперечном сечении имеют прямоугольную одно- или двухпролетную форму. Участок плана и схема поперечного сечения пешеходного тоннеля двухпролетной конструкции приведены на рис. 573.

Схема конструкции пешеходного тоннеля
Рис. 573. Схема конструкции пешеходного тоннеля

Тоннели, предназначенные для пропуска пешеходов, можно выполнять из звеньев цельносекционной конструкции. Такое решение получило распространение при постройке переходов под железнодорожными путями.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены