§ 105. СООРУЖЕНИЕ ПОДВОДНЫХ ТОННЕЛЕЙ ИЗ ОПУСКНЫХ СЕКЦИИ ч. 2

В геодезических работах при устройстве подводной траншеи и опускании секций используют лазеры, луч которых в ясную погоду виден на расстоянии до 8 км. Вертикальные отметки определяют и контролируют с помощью лотов различных систем: от простейших при отсутствии течения воды до самых сложных при сильном течении, когда используются эхолоты и ультразвуковые шаблоны. Перед опусканием на концах каждой секции монтируют две геодезические вышки, разбираемые после установки конструкции в проектное положение.

Процесс опускания необходимо закончить установкой секции в положение, настолько близкое к проектному, чтобы между торцами секций оставалось расстояние 20—30 см, позволяющее соединить стыковочные устройства. Вместе с тем не должны быть допущены удары одной секции о торец другой во избежание повреждения герметизирующих устройств. В водотоках с быстрым течением выполнение этих условий сопряжено со значительными трудностями. Поэтому для облегчения точной установки секции применяют различные улавливающие и ограничивающие устройства (рис. 375), например в виде стальных упоров 1 и 4, размещенных на съемных выступах 2 торцовых диафрагм 3.

Схема улавливающего устройства
Рис. 375. Схема улавливающего устройства

Управление процессом стыкования можно вести из неподвижной секции. Для этого в торцовой диафрагме устраивают иллюминатор и освещение стыковой камеры, а рядом устанавливают пульт управления. Условия для работы внутри секции — обычные, так как она сообщается с атмосферой.

Одним из самых ответственных процессов строительства подводного тоннеля является подводное стыкование секций друг с другом. Ранние приемы стыкования выполнялись при участии водолазов и в специальных кессонах, перекрывающих стык. В месте соединения секций подводным бетонированием устраивали бетонный объемный воротник, после чего временные торцовые диафрагмы разбирали и изнутри выполняли гидроизоляцию стыка. Позднее стыкование осуществлялось посредством раструба, форму которого придавали одному из торцов секции. В этот раструб заводили торец другого элемента конструкции.

Принципиально иное решение, позволяющее выполнять стыкование без участия водолазов, было впервые применено для прямоугольных секций. Существо этого решения в том, что в торце обделки одной из стыкуемых секций по всему периметру стыка укрепляют резиновую прокладку, обеспечивающую герметичность стыковой камеры (рис. 376) — пространства, ограниченного временными торцовыми диафрагмами секций. Стыкуемую секцию 1 соединяют шарнирным замком 3 с секцией 2, опущенной ранее, и подтягивают к ней при помощи домкратов развивающих усилие в несколько сотен тонн. При этом резиновое уплотнение подвергается предварительному обжатию. Пространство стыковой камеры герметизируется, и при выпуске из него некоторого количества воды гидростатическое давление на свободный противоположный торец стыкуемой секции становится неуравновешенным и сжимает стык с усилием в несколько тысяч тонн.

Схема стыковой камеры
Рис. 376. Схема стыковой камеры

Фазы стыкования с использованием неуравновешенного гидростатического давления на торец секции показаны на рис. 377. Так достигается окончательное обжатие резинового уплотнения и полная герметизация стыковой камеры.

Фазы стыкования с использованием неуравновешенного гидростатического давления
Рис. 377. Фазы стыкования:
а — I фаза — давление на оба торца секции; б — II фаза — неуравновешенное давление на один торец; 1 —  опускаемая секция; 2 — установленная секция

После выпуска воды из камеры приступают к разборке торцовых диафрагм и оборудованию постоянной конструкции стыка, обеспечивающей его гидроизоляцию и некоторую подвижность. Простейшим способом является заделка шва между секциями листовой сталью, привариваемой к закладным деталям на торцах секций, и последующее заполнение полостей за стальной изоляцией нагнетанием бетонной смеси.

Более сложная конструкция постоянного стыка показана на рис. 378, где шов перекрыт с внутренней стороны профилированным листом 5 из нержавеющей стали и поддерживается внутренним железобетонным кольцом 3, разделенным на две части прослойкой из битума 4 и полистирола 1. Шов в монолитном кольце дополнительно перекрыт специальным резиновым профилем 2, проходящим по всему периметру стыка с внутренней стороны. На схеме узла А показано резиновое уплотнение до обжатия. Такой стык обеспечивает водонепроницаемость конструкции при неравномерных осадках секций, достигающих 10—20 см. Соединение русловой части подводного тоннеля с береговой может быть выполнено открытым способом в осушенном котловане, если последняя секция засыпана грунтом, выполняющим роль ограждающей дамбы. В этом случае еще до обнажения берегового торца последней секции перед ним необходимо поставить упоры для того, чтобы сохранить обжатие стыков тоннеля, выполненное благодаря использованию неуравновешенного гидростатического давления в процессе соединения русловых секций.

Постоянная конструкция стыка
Рис. 378. Постоянная конструкция стыка

После стыкования секций котлован засыпают песком, гравием или щебнем заподлицо с дном водотока. Засыпка, лежащая на перекрытии секций, выполняет роль балласта, увеличивающего ее вес. Для этой же цели в секциях, конструкции которых имеют большую положительную плавучесть, могут быть устроены специальные боковые «карманы», заполняемые сыпучим материалом. Кроме того, насыпной грунт предохраняет секции от ударов сброшенного якоря или случайно затонувшего судна.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены